Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Судья, Книга заповедей, Рамбам, Суд, Справедливость, Свидетели
281-я заповедь – запрещение судье выслушивать претензии одной из тяжущихся сторон в отсутствии второй стороны. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не верь ложным слухам” (Шмот 23:1), – ведь в большинстве случаев показания одной из сторон в отсутствии другой будут клеветой. Поэтому судье запрещено принимать такие претензии – чтобы в его сознании не укоренились неверные и ложные представления.
В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Не верь ложным слухам” – это запрет судье выслушивать одну из тяжущихся сторон без другой”.
Тот же самый запрет содержится и в Его речении “Сторонись неправды” (там же 23:7), как разъясняется в 4-ой главе трактата Швуот (31а).
В трактате Макот (23а) указано, что, согласно мнению мудрецов, этой же заповедью запрещено лжесвидетельствовать, а также произносить злоязычные речи и выслушивать подобные речи от других.
282-я заповедь – запрещение выносить смертный приговор, следуя мнению большинства судей, если перевес всего в один голос. Т.е. если между судьями возникают разногласия относительно виновности подсудимого: одни считают, что он подлежит смертной казни, а другие оправдывают его – причем судей, настаивающих на смертном приговоре, лишь на одного больше, чем оправдывающих, – такому суду запрещено выносить смертный приговор этому подсудимому. Ашем запретил выносить смертный приговор до тех пор, пока обвиняющих не будет больше, чем оправдывающих, как минимум, на два человека. И об этом Его речение: “Не следуй за большинством во зло” (Шмот 23:2), – т.е. вынося смертный приговор, суду запрещено следовать за минимальным большинством голосов. Именно это и имеется в виду в словах “во зло”.
В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Одиннадцать судей говорят, что он не виновен, а двенадцать требуют смертной казни – следовательно, преступника необходимо казнить? Тора говорит: “Не следуй за большинством во зло”.
И там же сказано: “Оправдательный приговор выносится большинством в один голос, но казнят, только если существует перевес, как минимум, в два голоса”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 4-ой главе трактата Санхедрин (32а).
283-я заповедь – запрещение судье выносить решение, оправдательное или обвинительное, опираясь лишь на мнение и авторитет другого судьи. Но он обязан разобраться в деле самостоятельно, исходя из законодательных основ Торы.
И об этом Его речение: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво, лишь бы склониться к большинству” (Шмот 23:2). Здесь имеется в виду, что при рассмотрении тяжбы судья не должен ориентироваться на мнения других судей, лишь бы оказаться в большинстве или вместе с самыми авторитетными из них, умалчивая при этом о своем понимании данного дела.
В Мехильте объяснено: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво...” – чтобы в час подсчета голосов судья не подумал: “Мое собственное мнение не имеет никакого значения. Выскажусь-ка я, как раввин такой-то”. Но каждый обязан высказать свое мнение. И этот запрет распространяется только на дела, по которым может быть вынесен смертный приговор. Что же касается рассмотрения имущественных тяжб, Тора говорит: “Склоняйся к большинству” (т.е. при рассмотрении имущественных тяжб судья может положиться на мнение более опытного и знающего судьи)”.
Этой же заповедью запрещено судье, приводившему доказательства в оправдание подсудимого, по делу которого, согласно закону Торы, может быть вынесен смертный приговор, переходить в ходе судебного разбирательства на сторону обвиняющих. Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво...” – чтобы перемена твоего мнения не склонила чашу весов к гибели подсудимого (оказав влияние на других судей). Однако в час подсчета голосов такому судье разрешено голосовать за вынесение смертного приговора (См. Рамбам, Законы Санхедрина 10:2).
И так же, при обсуждении дела, по которому может быть вынесен смертный приговор, не начинают с выступлений судей, требующих казни, но говорят подсудимому: “Если ты не совершал преступления, о котором рассказали свидетели, пускай их слова тебя не пугают” (см. там же 10:7).
И так же возвращают дело на пересмотр, если есть возможность вынести оправдательный приговор, но не возвращают, чтобы вынести обвинительный приговор – приговор к смертной казни.
И так же не начинают обсуждение дела, по которому может быть вынесен смертный приговор, с выступления самого авторитетного судьи (ведь возможно его мнение настолько повлияет на остальных, что они не сочтут себя достойными его оспаривать. Там же 10:6).
Все эти законы мудрецы выучили из того, что в Торе сказано: “И не высказывайся о тяжбе уклончиво...” – так объяснено в четвертой главе трактата Санхедрин (32-34а,36а). И там же разъясняются все законы, связанные с выполнением этой заповеди.
284-я заповедь – запрещение Санхедрину или главе еврейского народа в изгнании назначать судьей человека, недостаточно сведущего в законах Торы, даже если он обладает многими другими достоинствами. Но при назначении человека на должность, связанную с практическим применением законов Торы, основное внимание следует обращать именно на его эрудицию в этих законах, на знание им повелений Торы и ее запретов, а также на соответствие его поведения этим предписаниям.
Запрет назначать судью, руководствуясь иными его достоинствами, кроме перечисленных, содержится в речении Ашема, да будет Он превознесен: “Не лицеприятствуйте в судебных делах” (Дварим 1:17). И объяснено в Сифри (Дварим): “Не лицеприятствуйте в судебных делах” – это предостережение обращено к ответственному за назначение судей”. Другими словами, это запрет человеку, наделенному правом назначать судей в народе Израиля, руководствоваться любыми иными соображениями, кроме названных выше. И еще написано (там же): “Чтобы не думали: “Это прекрасный человек – назначу-ка я его судьей”, “этот человек – настоящий герой, назначу-ка я его судьей”, “этот человек – мой родственник, назначу-ка я его судьей”, “этот человек всегда дает мне взаймы – назначу-ка я его судьей” или “этот человек знает множество языков – назначу-ка я его судьей”. Ведь такие судьи оправдают виновных и осудят невинных, – и не потому что эти судьи – злодеи, но поскольку они некомпетентны в законах Торы. Поэтому-то и сказано: “Не лицеприятствуйте в судебных делах”.
285-я заповедь – запрещение давать ложные свидетельские показания. И об этом Его речение: “Не отзывайся о ближнем cвоем свидетельством ложным” (Шмот 20:16). И этот же запрет повторен несколько в иных выражениях: “Не отзывайся о ближнем cвоем свидетельством пустым” (Дварим 5:17).
С тем, кто нарушает этот запрет, Тора предписывает поступить следующим образом: “...Сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему” (там же 19:19).
И сказано в Мехильте (Итро): “Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным” – предостережение лжесвидетелям”. Нарушитель этого запрета карается бичеванием, как указано в начале трактата Макот (4б). И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.