Темы: Рав Реувен Куклин, Деньги, Милосердие, Суд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Хотелось бы получить более или менее развёрнутый комментарий к заповеди: «Бедному не потворствуй в тяжбе его», Шмот 23:3 (Исход 23:3). Заранее огромное спасибо! Давид, Саар, Германия.
Уважаемый Давид!
Раши в своём комментарии к этому стиху пишет: «Не оказывай ему уважения, решая дело в его пользу и говоря себе: он бедняк, решу дело в его пользу и окажу [таким образом] ему уважение». Т.е., Всевышний требует от судьи справедливого суда: он должен выносить только справедливые решения (не «дискриминируя» ни одну из сторон, в данном случае, по социальному признаку). В другом месте Тора уже запретила искажать суд (недельная глава Шофтим, Дварим 16, 19): «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды…». Стих, который Вы привели, учит, что даже если судья хочет решить дело в пользу бедного несправедливо из «лучших побуждений» (например, судье жаль бедняка, несчастного человека, пришедшего к нему с тяжбой, и он хочет решить дело в его пользу, чтобы тот обрёл достоинство), это делать запрещено. Потому что желание Торы — чтобы евреи всегда были привержены истине и справедливости. Сказано в главе Шофтим (там же, 20): «Правды, правды ищи…».
Есть ещё один стих, который запрещает кривить судом даже из «лучших побуждений». Это стих в недельной главе Кдошим (Ваикра 19, 15): «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего». Комментирует Раши: «Не будь снисходителен к нищему — чтобы не сказал судья: “Это бедняк, и богатый обязан давать ему пропитание. Решу дело в его пользу, и будет ему пропитание без унижения”. …и не угождай лицу великому — чтобы не сказал ты [судья]: “Это богач, это сын больших людей, как я опозорю его и увижу его позор? За это можно и поплатиться”. Поэтому сказано: “…и не угождай лицу великому”».
Талмуд в трактате Сангедрин (6а) обучает нас, как должен вести себя праведный судья, когда видит, что бедняк проигрывает дело. Сказано в Талмуде: судья должен вынести справедливое решение — этот бедняк обязан заплатить другой стороне то, что причитается. Но затем желательно, чтобы судья поступил с бедняком милосердно: уплатил бы вместо него. Талмуд добавляет, что так поступал царь Давид, это следует из стиха в книге Шмуэль (II, 8, 15): «…и вершил Давид суд и милость всему народу своему». Когда Давид судил свой народ, он, тем самым, вершил справедливый суд, а когда видел, что бедняк проигрывает тяжбу, он сам платил противоположной стороне и, тем самым, он творил милость.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Рав Барух Лехт
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Реувен Куклин