Темы: Тшува, Война, Мирьям Климовская, Арабо-израильский конфликт, Террористы
Недавно в новостях появилась небольшая заметка. В ней рассказывалось о том, как израильская авиация в Газе осуществляет точечную ликвидацию домов террористов и прочих объектов, находящихся под прикрытием жилых помещений. Сначала на крышу дома сбрасывают небольшую бомбу, которая не может причинить вреда. Это служит сигналом, что здание будет разрушено через несколько минут, и у его обитателей есть время покинуть его и отправиться в укрытие. Часть из них так и поступают. Другие предпочитают остаться на месте, как будто ничего не произошло, и в результате гибнут.
Не знаю, насколько достоверна информация, переданная израильскими СМИ, но этот процесс показался мне очень символичным. Разве не на нашу крышу бросают сейчас бомбы, которые каким-то удивительным образом приносят очень мало вреда? Разве для нас это не повод остановиться, поднять глаза, понять, что нас предупреждают, и что мы должны начать действовать для того, чтобы спастись? И самое главное — понять, Кто нас предупреждает. Ведь все наши ненавистники — только палка в Его руке, чтобы напомнить нам о нашем предназначении. Неужели же мы будем действовать, как собака, которая кусает палку, не думая о том, кто ее держит? Будем ли мы, услышав стук в крышу, продолжать вести себя так, как будто ничего не произошло и не должно произойти?
Но разве мы не делаем все, что от нас зависит? Разве не отправляемся в убежища при звуке сирены? Разве не защищает нас «Железный купол», сбивающий вражеские ракеты? Разве не проявляет наша армия исключительное мастерство вместе с гуманизмом, чего не скажешь о противнике?
Да, мы обязаны защищаться и делаем это. Иногда мы вынуждены использовать «руки Эсава», т. е. воевать. Но основное наше оружие — «голос Яакова». И одно из объяснений имени Ишмаэль (услышит Б-г) заключается в том, что в будущем его потомки (арабы) станут так притеснять еврейский народ, что он в отчаянии начнет взывать к Всевышнему, и тогда Он услышит наши молитвы и спасет нас (Пиркей де-раби Элиэзер). Никто не знает расчетов Всевышнего. Но можно предположить, что именно небывалое единение всего народа Израиля, проявленное в последние недели, когда весь народ молился за пропавших юношей (да отомстит Всевышний за их кровь!), а потом оплакивал их, теперь защищает нас от ракет. «Голос Яакова» — все наши молитвы, псалмы, устрожения в выполнении заповедей, усилия в изучении Торы не пропали даром.
Но можем ли мы рассчитывать на то, что эти заслуги будут защищать нас и дальше? Наступили три траурные недели «бейн а-мецарим» — время, которое считается неблагоприятным для Израиля. В это время для нас нежелательна любая конфронтация. И именно с началом этих дней появилась первая жертва ракетных обстрелов. Наверное, не случайно, что это оказался еврей, живущий по Торе и занятый выполнением заповеди. Все это должно быть для нас знаком, что нам необходимо усилить свое служение Всевышнему. Ведь это же самое время может быть особенно плодотворным для приближения Геулы — избавления, если мы сумеем сделать правильные выводы из уроков истории. Все зависит от нас.
Даже если в ближайшее время настанет очередное затишье, мы сможем только передохнуть, чтобы набраться сил для новых испытаний. Даже если нам удастся победить этого конкретного врага, на его место встанут новые. И они уже подают голоса, пока негромко — потому что сейчас они еще втайне надеются уничтожить еврейский народ нечистыми руками террористов. Но мы уже знаем, что любая победа оборачивается для нас новой вспышкой ненависти. Наша жизнь не может быть совершенно тихой и благополучной, потому что тогда мы рискуем расслабиться и забыть о том, что мы постоянно находимся на действующей службе в армии Всевышнего. Эта служба проходит не на фронте, а здесь и сейчас — каждый из нас добавляет свои заповеди и добрые дела, свою молитву и учебу в общую копилку заслуг всего народа Израиля, благодаря которым существует и весь мир.
В материальном мире трудно увидеть духовное влияние наших действий на происходящее. Нам кажется, что нас защищает «Железный купол» — на иврите «кипат а-барзель» — «железная кипа». Но может быть, настоящую защиту создает не она, а матерчатая кипа на голове еврея, а также другие заповеди, выполненные им?
В Талмуде рассказывается, что один из мудрецов удостоился побеседовать с Машиахом и спросил, когда он придет. Тот ответил: «Сегодня. Если будете слушаться Его голоса». Сейчас мы можем слышать Его голос более четко и ясно, чем когда-либо прежде. Сможем ли мы привести Машиаха?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.