Темы: Вера и упование, Страхи, СМИ, Рав Ашер Кушнир, Террор
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ второй год живу в Израиле, но боюсь постоянно за себя, за своих близких из-за войны. Постоянно нахожусь в страхе, когда здесь что-то происходит, когда смотрю новости. Я очень боюсь, я боюсь выходить даже из дома, боюсь ехать на автобусе, потому что думаю: может зайти террорист и т.д. N.
Уважаемая N.!
Вас можно понять. Террор снова вернулся на улицы городов Израиля, и страх переполняет сердца горожан. Дело доходит до того, что, услышав о террористе, люди с воплями, в панике бросаются врассыпную, хотя его никто так и не смог обнаружить. Прямо на наших глазах осуществляется пророчество о проклятии, приведенное в Торе (Ваикра, Бэхукотай 27, 36): «…И БУДЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ ИХ ШЕЛЕСТ КОЛЕБЛЮЩЕГОСЯ ЛИСТА, И ПОБЕГУТ, КАК В БЕГСТВЕ ОТ МЕЧА, И ПАДУТ, ХОТЯ НИКТО НЕ БУДЕТ ГНАТЬСЯ. СПОТКНУТСЯ ДРУГ О ДРУГА, КАК ОТ МЕЧА, ХОТЯ НЕ ПРЕСЛЕДУЕТ НИКТО…».
Если довериться чувствам, то следует хорошенько запереться дома, дрожать там от страха и тихо сходить с ума, пока усталость не свалит с ног.
Но, если полагаться на разум, не так трудно прийти к выводу, что психоз страха не совсем уместен.
Во-первых, по статистике, количество людей, пострадавших в автоавариях в тот же период, превысило число пострадавших от терактов. Значит, следует больше опасаться автоаварий, чем террористов.
Во-вторых, если начать слушать новости без перерыва и просматривать каждый день снова и снова кадры гибели и ранений, это может привести и психически устойчивого человека к состоянию нервного расстройства. Так можно полностью потерять способность адекватной оценки происходящих событий.
В-третьих, такой реакцией на события мы только играем на руку террористам, у которых цель как раз и посеять страх и панику. Такое поведение принципиально ослабляет нас как общество.
Уже одних этих мыслей достаточно, чтобы взять себя в руки и по-другому взглянуть на происходящее.
Но, скорее всего, Ваш вопрос связан с тем, как должен себя вести религиозный еврей в такой ситуации. Для этого следует сделать небольшое вступление.
Теория
Основа еврейской жизни — вера в то, что Творец не только сотворил мир, но и управляет им. Это означает, что все детали судьбы человека на целый год — жить или не жить, страдать или не страдать и т.д., — устанавливаются Высшим Судом в соответствии с исполнением человеком своей роли в жизни.
Эта вера — удел каждого религиозного еврея. Но порой она остаётся в голове и не доходит до сердца, где должна превратиться в чувство упования на Всевышнего. Это чувство полной уверенности, что всё, что происходит, устанавливается Творцом для блага человека.
Мудрецы уподобляют веру — дереву, а упование — плоду. То есть, вера, как дерево, должна породить плод — надежду, упование на Всевышнего. Виленский Гаон писал в нескольких местах, что ощущение упования на Всевышнего — конечная цель всего изучения Торы, соблюдения мицвот и молитв.
Упование — это спокойствие души верующего человека, и тот, кто его удостоился, не испытывает чувства страха. А тот, у кого нет упования, всё время в напряжении, в тревоге и беспокойстве, да даже может сойти с ума от страха.
Уповающий подобен человеку, который сел в автобус в полной надежде, что водитель знает дорогу. А у кого это качество отсутствует, подобен человеку, который не доверяет водителю и поэтому проводит всю поездку в нервном напряжении: «не туда свернул», «той дорогой лучше», «так не тормозят», «тут надо помедленнее»… В конечном итоге, оба пассажира доехали до места и вышли из автобуса, но один спокойный и отдохнувший, а второй в предынфарктном состоянии…
Вот так и уповающий еврей — не сомневается в том, что Творец знает дорогу, по которой его ведёт. Поэтому, когда ситуация с безопасностью в Стране ухудшается, никак не падает в обморок, не паникует и не проводит время в страхе.
Вся еврейская жизнь проверяется на упование в момент, когда завоют сирены и в СМИ начнётся интенсивное обсуждение происходящих событий. Как отреагируем? Бездумно впадём в панику, тем самым провозглашая, что всё зависит от случайного стечения обстоятельств и надо полагаться только на себя, или пожнём плоды упования, трезво и хладнокровно оценивая происходящее? Всё будет зависеть от меры выращенного упования на Всевышнего.
Практика
Из всего сказанного следует ясная инструкция к действию:
1. Не бояться!
Когда начинаются террористические акты, нельзя давать страху овладеть сердцем, а следует реально оценить происходящее и понять, где находится опасная зона. Как правило, надо спросить раввина, какой район города или местность в этот период времени считается опасной, и её стараться не посещать.
Дело в том, что, даже если у человека есть заслуги и ему не положено пострадать, его судьба может быть изменена, если он сам выберет оказаться в опасном месте. Как сказано в трактате Бава Кама (60:1): «Когда дано разрешение Разрушителю, он не отличает праведника от негодника и, более того, начинает с праведников…». В опасных местах правила Присмотра и Управления меняются.
Но все остальные места, например, весь Иерусалим, кроме районов, граничащих с его восточной, арабской частью, несмотря на произошедшие теракты, не является опасной зоной, поэтому можно уверенно и спокойно ходить по его улицам. Естественно, как и в любой день, необходимо быть осмотрительным и осторожным. Ведь следует помнить, что судьбы невозможно избежать и, если было установлено пострадать, то это в любом случае произойдёт, и при этом не обязательно, что посланником Б-га будет террорист.
2. Вести себя по-еврейски.
Услышав о трагических событиях, нельзя оставаться равнодушным и следует сразу же начать молиться за исправление ситуации и об исцелении пострадавших. Следует также дать пожертвование (цдаку). Но основное — необходимо принять на себя более строгое соблюдение повелений Творца (особенно в области скромности), ведь именно их нарушение привело к ухудшению положения.
Всех Вам благ, с уважением, Ашер Кушнир
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Ашер Кушнир
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…
Ципора Харитан
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Я долго думал, размышлял и пришел к выводу…
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?