Из цикла «История еврейского народа», темы: Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Кровавый навет, Англия
Надо полагать, что евреи поселились на Британских островах еще при римском владычестве, но точные сведения о заселении Англии евреями относятся к более позднему времени, когда после победы под Стингсом в 4826 (1066) году Вильгельм Завоеватель утвердил в Англии правление норманнов.
Во время Первого и Второго крестовых походов в Англии евреев не преследовали так сурово, как это происходило в Германии или Франции, поэтому многие евреи переселились туда. Король Генри I предоставил им автономию. В общественной жизни евреи пользовались относительной свободой. Они сами управляли делами общины и вершили суд на основании положений Талмуда.
Король считал евреев рабами короны. Он предоставлял им защиту, так как они служили ему источником гарантированного дохода. Налоги с евреев взимали по любому поводу и в любое время.
По законам католической церкви христиане не могли одалживать единоверцам деньги под проценты, поэтому знать и короли пользовались услугами евреев-ростовщиков. Чтобы иметь возможность выплачивать налоги, евреи были вынуждены давать деньги в долг под высокий процент, но большую часть их дохода король присваивал себе. Простые англичане, не понимая сути происходящего, ненавидели евреев, «выжимающих» у них деньги. В конечном счете средства перетекали в королевскую казну и карманы знати.
Ненависть к евреям поддерживалась католическими священниками, но первые норманнские короли защищали евреев от подстрекателей.
Со временем ненависть черни и зависть священников стали представлять серьезную угрозу еврейской общине. Во время коронования короля-Ричарда I (Львиное Сердце) в 4949 (1189) году на лондонских евреев напали горожане, среди которых было много крестоносцев, готовившихся к Третьему крестовому походу. Они разрушали еврейские дома, грабили и убивали всех, кто попадался им под руку. В числе убитых был раби Яаков из Орланша (Орлеана) — известный комментатор Талмуда. Погромы перекинулись на другие города.
Узнав об этом, король Ричард велел наказать убийц, но когда он вскоре ушел в крестовый поход, погромы возобновились. Уже рассказывалось о евреях города Йорка, нашедших убежище во дворце короля и трагически погибших, но не изменивших вере. Убийцы же сумели избежать наказания.
Теперь евреи Англии находились в постоянной опасности и только большими подкупами могли обеспечивать относительную защиту властей. Когда Ричард был пленен, евреи внесли для освобождения короля в четыре раза больше денег, чем христиане.
В выжимании денег из евреев король Джон не знал меры. Он заключил в тюрьму всех евреев и освобождал их только за большие деньги. От одного богатого еврея он потребовал такую огромную сумму, что тот ужаснулся и отказался выполнить требование. Тогда король-садист приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор, пока несчастный не отдал все, что у него было.
После Джона остался маленький Генри III. Вместо мальчика правил епископ Кентэрбэри. Власть он использовал для того, чтобы утвердить в Англии законы, принятые на Латернском соборе в 4975 (1215) году. Когда Генри III вырос и вступил на престол, он еще более ужесточил положение евреев.
Для него евреи были удобным источником дохода, поэтому он пригласил французских евреев поселиться в Англии. Вскоре король запретил евреям оставлять Англию и, чтобы выжать из них крупные суммы денег, спровоцировал кровавый навет, присудив еврейскую общину к уплате большого штрафа. Используя навет, он казнил многих евреев, конфисковал их имущество, а оставшиеся в живых отдали последнее, что имели.
Следующий король, Эдуард I, вступив на престол, к существовавшим антиеврейским законам добавил новые, ограничивающие места проживания евреев. Он также приказал нашить на одежду отличительный знак «позора» и запретил ссужать деньги под проценты.
В дни правления Эдуарда стали попадаться усеченные золотые и серебряные монеты. Король обвинил евреев в опиливании монет. По ложному обвинению около 300 человек было казнено. В 5047 (1287) году он повторил опыт короля Джона, заключив евреев в тюрьму, а освободил только тогда, когда евреи уплатили огромный выкуп. Спустя три года он велел всем оставшимся в живых евреям покинуть Англию, конфисковал их дома и земли, но разрешил взять с собой движимое имущество и наличные деньги.
После всех страданий и бедствий, которые евреи претерпели в Англии, изгнание уже не казалось им столь страшным. В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Большинство из них нашло временное убежище во Франции. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.