Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Крестовые походы
После смерти Фридриха Барбароссы на немецкий трон сел его сын Генрих VI, жена которого унаследовала царство норманнов в Южной Италии. Генрих VI присоединил это царство к королевству своего отца. Папский Рим оказался окруженным со всех сторон огромным королевством, от юга Италии до севера Германии, а папа считался теперь только главным епископом немецко-римского королевства.
Но положение изменилось, когда Генрих умер и корона досталась его маленькому сыну, получившему позднее имя Фридриха II. Немецкие феодалы не признали малолетнего короля и выбрали себе другого властителя.
Вдова-королева, опасаясь, что у нее отберут норманнское царство, обратилась к Римскому папе с просьбой стать опекуном ее сына. Папа использовал эту исключительную возможность укрепить свое положение. К этому времени он уже имел решающее влияние на главарей двух враждующих группировок, которые претендовали на королевский трон. В Южной Италии папа правил от имени малолетнего короля, но его интересы простирались и до Франции, и до Англии, где он был вовлечен во внутренние конфликты.
В 4975 (1215) году папа Иннокентий III достиг пика своего могущества. Он созвал в Риме большой собор, получивший название «Латернского совещания» (по названию места совещания — дворца Латерни), он же 4-й Латернский собор, принявший ряд антиеврейских постановлений.
Иннокентий III считал себя верховным правителем христианской Европы и говорил, что «правление папы Римского подобно сиянию солнца», в то время как «цари подобны луне и звездам».
4-й Латернский собор был одним из самых зловещих для евреев. Иннокентий издал законы, низводящие евреев до положения изгоев, до положения отверженных. Папа запретил предоставлять евреям в христианских странах общественные должности, потребовал, чтобы к одежде своей евреи пришивали позорный знак отличия, а также ввел специальный налог на еврея и на его имущество.
Постепенно евреев обложили непосильным бременем и установили такие ограничения, от которых еврейский народ избавился только через многие века.
Пока Иннокентий III был жив, Фридрих II был покорен Риму, но после смерти папы немецкий король освободился от католического влияния. Он любил проводить время в Палермо, в Сицилии, собирать у себя еврейских, христианских и мусульманских мудрецов, проводил дискуссии между ними и устраивал диспуты. Он сам вышучивал христианские догмы, но скептически относился и к иудаизму, и к исламу. И изредка наезжал в Германию.
Взаимоотношения его с новым папой настолько ухудшились, что Григорий IX, сменивший Иннокентия III, предал короля анафеме. Впрочем, это совершенно не затронуло Фридриха и только для того, чтобы выполнить данный им когда-то обет, вопреки желанию проклявшего его папы, германский король отправился в новый крестовый поход. В Эрец Исраэль он не воевал, а заключил договор с султаном на 10 лет, по которому получил Иерусалим и ряд других городов, за исключением нескольких святых для мусульман мест. Султан пообещал королю защищать христианских паломников и дать им возможность посещать святые места.
Вернувшись в Италию, Фридрих вынудил папу Григория IX отменить анафему, но когда король состарился, анафема была повторена Иннокентием IV. Новый папа натравил на престарелого короля немецких феодалов. В разгаре конфликта с ними и с папой, в 5010 (1250) году, Фридрих II скончался.
Четыре года спустя умер его сын Конрад и оставил после себя маленького Конрадино. Царство норманнов папа передал французскому аристократу. Конрадино, повзрослев, попытался вернуть царство своих предков, но в сражении был пленен и убит, как бунтовщик против царствующего дома.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»