Темы: Рабейну Там, Ришоним, Тфилин, Броха Губерман, Раши, Тосафот, Франция, Кровавый навет, Крестовые походы
Яков бен Меир (известный как рабейну Там) - знаменитый законоучитель, тосафист, ученый и деятель, один из самых авторитетных раввинов Франции и Германии в эпоху позднего Средневековья.
Рабейну Там родился в городе Рамерю в 1100 году в семье раби Меира бен Шмуэля, который был одним из видных законоучителей и комментаторов в Северной Франции. Его мать Йохевед - дочь великого Раши.
Предание говорит, что ещё в юном возрасте (около пяти лет) рабейну Там спорил со своим великим дедом (Раши умер, когда рабейну Таму минуло пять лет). Как известно, pабейну Tам коренным образом расходится с Раши по вопросу ο тфилин, и хотя к руководству принято мнение Раши, многие сефардские евреи и хасиды накладывают тфилин также по мнению рабейну Тама.
Рабейну пользовался огромным авторитетом у евреев Франции и Германии. После смерти своего отца рабейну Там занял пост главы ешивы в городе Рамерю. Ученики, желавшие учиться в его ешиве, прибывали в Рамерю даже из славянских стран. Среди учеников рабейну Тама – видные тосафисты раби Хаим а-Коген, раби Петера, Ри, раби Элиезер из Меца и раби Моше из Киева.
Рабейну Там внедрил новый метод и в решение сложнейших вопросов религиозно-ритуальной практики. Религиозно-ритуальная практика средневекового и современного ашкеназского еврейства почти всецело основывается на идеях p абейну Tама, развитых впоследствии тосафистами: раби Меиром из Ротенбурга, рабейну Ашером и другими учеными Торы.
Рабейну Там выдвинул критический метод исследования талмудической письменности - это сопоставление и сравнение параллельных мест и разных текстов, их анализ и объяснение мнимых противоречий между ними. Наряду с этим рабейну Там ввел принцип «тосафот» (буквально, «дополнения к Талмуду»), состоящий в дальнейшем продолжении талмудического закона, то есть в принятии решений в отношении новых случаев религиозно-ритуальной и гражданско-правовой жизни еврейства на основании аналогий и других методов интерпретации выводов ученых Торы предыдущих поколений. Этим методом пользуются мудрецы Талмуда.
Кроме руководства ешивой, рабейну Там уделял много внимания становлению общинной жизни. Он возглавил съезд, на который собрались выдающиеся знатоки Торы. Там были приняты постановления, регламентирующие жизнь еврейских общин, особенно тех, которым погромы грозили более всего.
В мае 1147 г. французские крестоносцы напали на дом рабейну Тама, разграбили его имущество и ранили самого рава. Затем они решили его убить. Только благодаря проезжавшему мимо князю, который уговорил крестоносцев, рабейну Там остался жив.
В 1171 году евреев города Блуа обвинили в ритуальном убийстве. 34 еврея отказались креститься, и были заживо сожжены. Эта трагедия потрясла еврейский народ. Рабейну Там сочинил элегию, оплакивающую смерть этих мучеников. А спустя две недели 9 июня 1171 года он умер.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»