Из цикла «Великие раввины», темы: Рабейну Там, Ришоним, Тосафот, Реувен Пятигорский, Крестовые походы
Раби Яаков бен Меир, за праведность и мудрость прозванный Там, что означает «цельный», «тот, у кого нет недостатков». Величайший авторитет ашкеназского (европейского) еврейства своего времени. Один из основателей школы «тосафистов», законоучитель и комментатор Талмуда. Родился в Рамерю в 1100 году в семье известного раввина раби Меира бен Шмуэль, зятя великого Раши. Два родных брата рабейну Тама тоже впоследствии стали прославленными учеными, это — раби Шмуэль бен Меир (Рашбам) и раби Ицхак бен Меир (Ривам).
Легенда рассказывает, что по многим вопросам рабейну Там, еще будучи маленьким, спорил со своим выдающимся дедом, не стесняясь отстаивать свое мнение. Так, он придерживался особой точки зрения на некоторые законы о тфилин. Что доподлинно известно, так это то, что с раннего детства он проявил свои незаурядные способности, обратив на себя внимание учителей. Ему исполнилось 25 лет, когда из рук умирающего отца он принял должность главы ешивы в родном городе. Его острый ум, трудолюбие, стойкость и духовное величие, — все это очень скоро сделали ешиву, в которой он преподавал, настоящим центром Торы, куда стекалась еврейская молодежь из Франции, немецких стран, Чехии и даже Руси.
Рабейну Таму довелось не просто пережить крестовый поход, закончившийся уничтожением множества цветущих общин Центральной Европы, но он стал своего рода жертвой крестоносцев. В 1147 году проходившие через город бандиты, осененные флагами с изображением креста, напали на его дом, разграбили его, а самого рабейну Тама вывели за город, нанесли несколько глубоких ножевых ран («для искупления ударов, причиненных основателю их секты» — как пишут хроники) и собрались его убить, но в это время рядом случился рыцарь, который, узнав еврейского ученого, с трудом отговорил их от убийства.
Переселившись в Труа, мудрец продолжал свою преподавательскую и ученую деятельность. После смерти Рашбама, своего старшего брата, он был избран на место председателя съездов французских раввинов.
Скончался рабейну Там в городе Труа в 1171 году
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»