Из цикла «Великие раввины», темы: Рабейну Там, Ришоним, Тосафот, Реувен Пятигорский, Крестовые походы
Раби Яаков бен Меир, за праведность и мудрость прозванный Там, что означает «цельный», «тот, у кого нет недостатков». Величайший авторитет ашкеназского (европейского) еврейства своего времени. Один из основателей школы «тосафистов», законоучитель и комментатор Талмуда. Родился в Рамерю в 1100 году в семье известного раввина раби Меира бен Шмуэль, зятя великого Раши. Два родных брата рабейну Тама тоже впоследствии стали прославленными учеными, это — раби Шмуэль бен Меир (Рашбам) и раби Ицхак бен Меир (Ривам).
Легенда рассказывает, что по многим вопросам рабейну Там, еще будучи маленьким, спорил со своим выдающимся дедом, не стесняясь отстаивать свое мнение. Так, он придерживался особой точки зрения на некоторые законы о тфилин. Что доподлинно известно, так это то, что с раннего детства он проявил свои незаурядные способности, обратив на себя внимание учителей. Ему исполнилось 25 лет, когда из рук умирающего отца он принял должность главы ешивы в родном городе. Его острый ум, трудолюбие, стойкость и духовное величие, — все это очень скоро сделали ешиву, в которой он преподавал, настоящим центром Торы, куда стекалась еврейская молодежь из Франции, немецких стран, Чехии и даже Руси.
Рабейну Таму довелось не просто пережить крестовый поход, закончившийся уничтожением множества цветущих общин Центральной Европы, но он стал своего рода жертвой крестоносцев. В 1147 году проходившие через город бандиты, осененные флагами с изображением креста, напали на его дом, разграбили его, а самого рабейну Тама вывели за город, нанесли несколько глубоких ножевых ран («для искупления ударов, причиненных основателю их секты» — как пишут хроники) и собрались его убить, но в это время рядом случился рыцарь, который, узнав еврейского ученого, с трудом отговорил их от убийства.
Переселившись в Труа, мудрец продолжал свою преподавательскую и ученую деятельность. После смерти Рашбама, своего старшего брата, он был избран на место председателя съездов французских раввинов.
Скончался рабейну Там в городе Труа в 1171 году
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.