Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там он был опознан одним из выкрестов...

Рабби Меир бар-Барух (Маарам из Ротенбурга, ок. 4975- 5053 /1215-1293/ гг.) – духовный лидер евреев Германии, выдающийся учитель и автор Тосафот.

Рабби Меир бар-Барух родился в Вормсе. Его отец, рабби Барух, был авторитетным законоучителем и главой еврейской общины Вормса. В дальнейшем, вынося свои законодательные решения, Маарам с уважением ссылался на мнение отца.

Рабби Меир изучал Тору у рабби Ицхака из Вены, автора законодательного сборника Ор заруа. Учился также во Франции у авторов Тосафот, и, в первую очередь, у главы парижской йешивы, выдающегося законоучителя, рабби Йехиэля бар-Йосефа.

В 5001 /1241/ году он стал свидетелем публичного сожжения свитков Талмуда и других священных книг на одной из парижских площадей. Поражённый увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали сэруфа ва-эш («Спроси, спалённая в огне…»). Эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), которые произносят в день Девятого ава.

Возвратившись в Германию, Маарам стал раввином общины Майнца, а затем Нюрнберга. В 5041 /1281/ году, после смерти отца, Маарам возглавил общину Вормса. Здесь ближайшим учеником Маарама стал рабейну Ашер бар-Йехиэль (Рош) – в будущем великий законоучитель и один из духовных лидеров всех евреев диаспоры.

Вскоре Маарам переселился на север страны и, обосновавшись в небольшом городке Ротенбурге, расположенном несколько восточнее Бремена, открыл там йешиву, ставшую центром притяжения для знатоков Торы со всех концов Германии. Наряду с Рошем, ближайшими учениками Маарама стали рабби Мордехай бар Гиллель, рабби Меир а-Коэн (автор Агаот маймониот), а также рабби Хаим-Элиэзер, сын наставника Маарама – автор книги Ор заруа.

В этот период Маарам становится общепризнанным главой поколения. Раввины из многих общин диаспоры обращаются к нему со сложными галахическими вопросами – он написал более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.

Германский император Рудольф Габсбург, взошедший на престол в 5033 /1273/ году, бесчисленными поборами спровоцировал массовое бегство евреев из страны – многие беглецы направлялись в Святую Землю, где один из наставников Маарама, рабби Йехиэль из Парижа, создал крепкую общину и большую йешиву в Акко. Не желая терять надёжный источник наживы, германский император запретил евреям покидать границы своей державы. В 5046 /1286/ году он потребовал от Маарама, главы евреев Германии, собрать новый непосильный налог: выкуп за то, что евреи не служат в армии императора. Маарам обратился к ряду общин, но их кассы были уже пусты. Время, предоставленное императором, истекало, – и тогда Маарам принял решение, тайно покинув Германию, отправиться в Акко. По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там, в Ломбардии, Маарам был опознан одним из выкрестов. В четвёртый день месяца тамуз его арестовали, а затем выдали германским властям.

По приказу императора Маарама заключили в крепость Энзисхайм, расположенную в провинции Эльзас, и потребовали за него выкуп в миллион марок. Ближайший ученик Маарама, Рош, взялся собрать требуемую баснословную сумму – однако пленник запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов в целях лёгкой наживы – согласно талмудическому принципу: «Не дают за пленного выкуп, превышающий реальную стоимость» (Праким бэ-толдот Исраэль).

Семь последних лет жизни Маарам провёл в заточении. Здесь он продолжал работу над комментариями к Талмуду: им были созданы хидушим (аналитические заметки) и Тосафот (дополнительные комментарии) к восемнадцати трактатам, однако до нас дошли только комментарии к трактату Йома – в классических изданиях Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...