Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий комментатор Талмуда рабби Ицхак бен рабби Шмуэль

 Раби Ицхак бен р. Шмуэль сотни раз упоминается в комментариях Баалей Тосафот под именем Ри или Ри а-Закен. Он был крупнейшим комментатором Талмуда XII века и являлся учителем почти всех следующих поколений комментаторов.


Раби Ицхак бен р. Шмуэль - правнук Раши, внук одного из лучших учеников Раши раби Меира, племянник рабейну Тама, Рашбама и раби Ицхака бен р. Меира (Рибама). Так как раби Меир, дед Ри, был зятем Раши и жил в Рамерю, то и Ицхaк провел там юность. Тут он учился под руководством своего дяди, рабейну Тама, после отъезда которого в Труа стал во главе его ешивы. Оттуда Ри переписывался со своим учителем.


Позднее раби Ицхак бен р. Шмуэль поселился в Дампьере и открыл там собственную ешиву. Ри с такой легкостью объяснял слушателям талмудические дискуссии, что они их усваивали, как занимательные рассказы. Рассказывают, что в его ешиве училось 60 выдающихся учеников, каждый из которых знал наизусть один из трактатов Талмуда. Когда они занимались под руководством учителя, то могли цитировать весь Талмуд по памяти.


Ри был лидером своего поколения. Составленные им тосафот (дополнения) завершают комментарий Раши к Талмуду. Ри издал тосафот к талмудическому комментарию Раши под заглавием "Тосафот яшаним" ("Старые Тосафот").

Тем самым он положил основание колоссальному сборнику Тосафот, который впоследствии подвергся переработке и дополнению.


Ри цитируется почти на каждой странице Тосафот. Природная острота ума давала ему возможность разобрать мнимые противоречия и путем сравнения различных мест Талмуда проявить его несравненную глубину. Противоречия эти, объясняли он, только кажущиеся, а тот, кто от поверхностного чтения переходит к углубленному изучению, видит единый замысел толкований мудрецов в разных трактатах Талмуда.


Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны. Пояснения комментаторов показывают нам путь к пониманию Талмуда.


В комментариях Баалей Тосафот к Талмуду упоминается имя раби Эльханана, сына Ри. Раби Эльханан освятил Имя Вс-вышнего и трагически погиб еще при жизни своего отца.


У раби Ицхака было много друзей и учеников. Среди них выделялись раби Яаков из Орланша (Орлеана), растерзанный обезумевшей чернью во время коронования английского короля Ричарда, и раби Шимшон из Шанца, составивший комментарии к Мишне. Вместе с тремястами раввинами из Франции и Англии он в 4971 (1211) году прибыл в Эрец Исраэль.


По данным одних историков Ри умер приблизительно в 1200 году. Другие считают, что он ушел из жизни между 1185 и 1195 годами. С другой стороны, есть основания полагать, что великий мудрец был убит во время гонений Филиппа-Августа II, то есть приблизительно в 1164 году, так как его прозвище "святого учителя" ("Сефер а-трума", §131, 161; Тос. Зеб., 12б, 59б) указывает на его мученическую кончину.


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»