Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Награда и наказание, Раскаяние, Пиркей Авот, Грех, Маараль, Заслуги, Община
5:21 Если человек удостаивает заслугой многих, из-за него не произойдет греха. И если человек многих вводит в грех, ему не предоставляется возможности раскаяться. Моше удостоился заслуг сам и удостоил многих, (поэтому) заслуги многих связываются с ним, согласно сказанному (Дварим 33:21): «Справедливость Б-га сотворил, и законы Его с Израилем». Яровам, сын Невата, сам согрешил и ввел в грех многих, (поэтому) грех многих связывается с ним, согласно сказанному (I Млахим 15:26): «…Из-за преступлений Яровама, которые тот совершил, и за то, что ввел в грех Израиль».
Следует задать вопрос: по каким причинам, если человек удостаивает заслугой многих, из-за него не произойдет греха? И еще большее удивление вызывает вторая часть: если человек вводит многих в грех, ему не предоставляется возможности раскаяться! Почему перед грешником будут закрыты врата раскаяния, пусть даже он и ввел в грех многих?! И еще один вопрос вызывают следующие слова мишны: Моше удостоился заслуг сам и удостоил многих, (поэтому) заслуги многих связываются с ним. Яровам, сын Невата, сам согрешил и ввел в грех многих, (поэтому) грех многих связывается с ним. Мишна должна была сказать то же самое и в начале, то есть, выразиться так: «Если человек обеспечивает заслугу многим, заслуга многих связана с ним; а если он приводит к греху многих, грех многих связан с ним». И (последний вопрос): как связан этот отрывок с предыдущими?!
Выше (Авот 4:22) мы разъяснили, что раскаяние принадлежит именно этому миру и связано с тем, что человек в этом мире материален и телесен. В своем телесном виде он может изменить свои поступки, ибо материя способна изменяться. Но в будущем, нематериальном мире, невозможно измениться ни в худшую, ни в лучшую сторону, ибо изменение — удел материи и материальных сил, но не духовных. На основе этого ты можешь понять сказанное в мишне: Если человек удостаивает заслугой многих, из-за него не произойдет греха. Грех, который совершает человек, — это его изменение, ибо посредством греха он изменяется к худшему. Поэтому он невозможен для того, кто удостаивает заслугой многих. Ведь многие — это община, единое целое. Оно не способно к изменению, поскольку изменению подвержено лишь частное. Общности же меняться не могут. Поэтому частные явления, составляющие общность, могут изменяться и даже заменяться, общность же сохраняется навечно. Когда человек удостаивает заслугой многих, он дает заслугу общности, не подверженной изменениям, поэтому и из-за него не произойдет греха, благодаря которому он мог бы измениться, как любой отдельный человек. То есть, из-за того, что он удостоил неизменную общность, его самого (защищают с Небес) от изменения, то есть, от греха.
И пусть у тебя не возникает вопроса: «Но если так, как же может быть, чтобы вся община согрешила? А ведь стих говорит о Яроваме (I Млахим 15:26): “…который грешил и ввел в грех многих”?!» Это — нетрудный вопрос, поскольку общность состоит из отдельных людей.
Поэтому и к общине может относиться понятие «греха», и означать это будет, что согрешил каждый из тех, кто ее составляет, — а ведь отдельный человек, вне всякого сомнения, согрешить может, поскольку может и измениться! И выше, в первой главе, мы уже объясняли, что общность не подвержена изменениям, что она остается неизменной, а изменяется только частное. Но тот, кто удостаивает многих, помогает не каждому отдельному человеку, а всей общине в целом. Когда Тора была дана Израилю через Моше, он удостоил весь народ Израиля в целом. И Яровам ввел Израиль в грех именно как народ: он построил тельцов, чтобы весь Израиль как народ служил им. Поэтому (в данном случае) и обеспечение заслуги, и введение в грех было направлено именно на всю общность, а общность неизменна, как уже объяснялось. Поэтому, когда человек удостаивает многих и соединяется с этим высочайшим уровнем, на котором уже нет изменений, — а уровень общины именно таков! — из-за него не произойдет греха. И когда человек вводит в грех многих и тем самым тоже соединяется с уровнем общины, на котором нет изменений, — ему не предоставляют возможности раскаяться, то есть, измениться к лучшему. И это объяснение заслуживает глубокого уважения, если ты поймешь его.
И вот каково объяснение этих слов. Моше удостоился заслуг сам и удостоил многих, (поэтому) заслуги многих связываются с ним. И не думай, что Моше обеспечил заслугу каждому еврею в отдельности, а потому сделанное им не может расцениваться как «заслуга многих». Стих говорит о Моше (Дварим 33:21): «Справедливость Б-га исполнил, и законы Его (остались) с Израилем», — то есть, связывает с ним именно заслугу всей общины Израиля в целом, а не отдельных людей. И о Яроваме тоже не следует думать, что он ввел в грех каждого человека в отдельности, так что нельзя будет сказать, что с ним связан грех всей общины в целом. (Чтобы это опровергнуть), мишна приводит стих (I Млахим 15:26): «…и за то, что ввел в грех Израиль», — то есть, ставит ему в вину грех всей общины Израиля в целом.
И поскольку если человек удостоил заслугой многих, заслуги многих связываются с ним, а если он вводит в грех многих — грех многих связывается с ним, и поскольку ты не можешь сказать, что такие люди удостаивают или вводят в грех только отдельных людей, а не всю общность, — ясно, что из-за того, кто дал заслугу многим, не произойдет греха, ибо община не способна меняться, а тому, кто ввел многих в грех, не дают раскаяться, поскольку он не заслуживает возможности измениться. Он ведь соединился с уровнем, на котором нет изменений ни к худшему, ни к лучшему, поэтому и сам не заслуживает изменения, а обречен оставаться таким, каким стал.
В Талмуде (Йома 87) говорится: «Всякий, кто удостаивает заслугами многих»… В чем причина? Чтобы не получилось так, что он окажется в Геиноме, а его ученики — в Ган-Эдене, согласно сказанному (Теилим 16:10): «Ибо не оставишь Ты душу мою для преисподней, не дашь душе Своего праведника увидеть могилу».
А тому, кто многих ввел в грех, не дают возможности раскаяться, чтобы не получилось так, что он окажется к Ган-Эдене, а его ученики — в Геиноме, согласно сказанному (Мишлей 28:17): «Человек, преследуемый за убийство, будет бежать до могилы, и никто не поддержит его». Талмуд не хочет сказать, что именно это соображение и есть причина того, что человек, помогший многим обрести заслуги, никогда не согрешит, или что тому, кто ввел многих в грех, не будет дано возможности раскаяться. Ведь тогда можно было бы задать вопрос: если человек ввел в грех не многих, а всего лишь одного, можно было бы применить к нему то же самое рассуждение из Талмуда: «…чтобы не получилось, что он окажется в Ган-Эдене, а его ученик — в Геиноме»! Почему же речь идет именно о многих? И еще один вопрос (вызывает этот отрывок из Талмуда). Община (введенная в грех) способна ведь раскаяться, и тогда «его ученики» сами будут в Ган-Эдене — почему же у него самого отнимается возможность раскаяться? Мишна же говорит о любом таком негодяе и, по-видимому, относится также и к случаю, когда соблазненные им раскаялись!
(Истинное) объяснение слов Талмуда состоит в том, что мы уже сказали. Даже если соблазненные раскаялись, тому, кто ввел их в грех, не предоставляется возможности раскаяться. А причина этому — в огромной силе общины. Ведь даже если она раскаялась, это раскаяние совершил каждый член общины в отдельности! И именно поэтому мишна и Талмуд говорят об общинах, а не об отдельных людях — и все это мы уже разъяснили. Но зачем тогда Талмуд приводит это доказательство: «чтобы не получилось, что его ученики окажутся в Ган-Эдене, а он — в Геиноме, или его ученики в Геиноме, а он — а Ган-Эдене»? Талмуд хочет тем самым ответить на следующий вопрос: какое отношение имеет человек, давший заслуги общине, к самой этой общине? Даже если он помог им обрести заслуги — как (его судьба) связана с ними? Отвечая на это, Талмуд проясняет, что заслуги общины, вне всякого сомнения, засчитываются и ему тоже, «чтобы не получилось так, что он окажется в Геиноме, а его ученики — в Ган-Эдене». А значит, преступление общины тоже связано с тем человеком, который ввел ее в грех, «чтобы не получилось так, что он окажется в Ган-Эдене, а его ученики — в Геиноме». Поэтому и заслуги, и грех общины связаны с теми людьми, которые их вызвали, то есть, эти люди сохраняют связь и объединение со своими учениками. Именно это доказывает Талмуд с помощью стиха из Писания. Но причина того, что из-за него не произойдет греха (если он обеспечил общине заслуги) или что ему не дадут возможности раскаяться (если он ввел общину в грех), (доказывается не стихом). Она состоит в том, что мы уже объяснили: в мощи общины и в том, что человек связывается с этим высшим уровнем, на котором уже нет изменения, — ни связанного с грехом, ни связанного с праведностью. Таким представляется мне верное объяснение, и теперь ни одного нерешенного вопроса не осталось.
Тем не менее, вопрос о том (почему мишна говорит только о многих, а не об одном человеке), можно решить, сказав, что эти два случая вообще не схожи. Если у человека только один ученик, не должно быть так, чтобы учитель разделил судьбу ученика.
Но если учеников много, тогда учитель, отдельный человек, считается частью общины учеников, именно потому, что он один, а их много. Ибо закон таков: судьба отдельного члена общины определяется тем решением, которое Небеса выносят обо всей общине в целом. Поэтому учитель разделит судьбу учеников именно в том случае, когда их много, а не когда ученик один. Кроме того, если у человека всего один ученик, он вообще не может именоваться учителем, то есть, раввином. Учитель — это тот, у кого учеников много! И связь учителя с учениками возникает тоже только в том случае, когда у одного учителя много учеников, но не один. Только в этом случае мы скажем, что (судьбы) учителя и учеников объединены и связаны воедино, так что не может быть, чтобы ученики были отделены от учителя, а он — от учеников. Но если речь идет об учителе, у которого один или несколько отдельных учеников, они вообще не рассматриваются как учитель и ученики, и не действует закон, объединяющий их (судьбы) и запрещающий такое положение, при котором один окажется в Ган-Эдене, а другой — в Геиноме.
Первый заданный нами вопрос тоже можно разрешить по-другому. Вопрос состоял вот в чем: если ученики раскаялись, почему учитель по-прежнему должен оказаться в Геиноме? А ответить на него следует вот как. Талмуд вообще не рассматривает случая, когда ученики раскаялись! Будь это так, действительно, нельзя было бы сказать, что тому, кто ввел их в грех, не предоставляют возможности (также) раскаяться. Поэтому единственная возможность объяснить (Талмуд и нашу мишну) — сказать, что введенные в грех ученики не раскаялись. А когда мишна говорит, что если человек удостаивает многих, из-за него не произойдет греха, она также имеет в виду только тот случай, когда его ученики остались праведниками. Именно в этих случаях (сохраняется) связь между учениками и учителем.
То, что мишна поместила эти слова именно здесь, следует объяснить вот как. Перед этим мишна рассказала, что если любовь ничем не обусловлена, она не исчезнет никогда; и спор, ведущийся во имя Небес, также, в конце концов, устоит. Поэтому вслед за этим она объясняет, что если человек удостаивает многих, из-за него не произойдет греха, то есть, его праведность никогда не исчезнет. А противоположностью ему служит тот, кто многих вводит в грех, — ему не предоставляется возможности раскаяться, то есть, он все свои дни останется злодеем. Поэтому три эти высказывания связаны и следуют друг за другом.
Однако совершенно ясным представляется другое объяснение, согласно которому весь порядок мишны определяется разъясняемыми ею числами. После того как мишна рассказала обо всех числах, она сказала о любви, ничем не обусловленной, то есть, обсудила следующий уровень этого мира — уровень единства. А затем она перешла к еще более высокому уровню — уровню общности, который представляет собой отдельный уровень (не тождественный уровню единства). Ведь наши мудрецы уже в нескольких местах обсуждали уровень общности — мы указывали на это, например, в комментарии на мишну (Авот 2:2) И все, кто работают ради общины, пусть работают ради нее во имя Небес.
То есть (в этой главе, посвященной числам) остался неотмеченным только один, самый высший уровень этого мира — уровень общности; и о нем мишна говорит в завершение. И все сказанное — ясно и чисто и не вызывает никакого сомнения у тех, кто способен понимать слова мудрецов, великие и глубокие. И свидетельство этому объяснению — высказывание, следующее за этой мишной: во всей этой главе ты можешь обнаружить, что каждое высказывание свидетельствует не только о себе, но и о высказывании предыдущем.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.