Из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом», темы: Современность и Тора, Философия, Иудаизм, Мировоззрение, Рустем Ибрагимов, Ортодоксальный модернизм
Знание того, что Б-г един и что Он сотворил, творит и будет творить все сущее, является, несомненно, важным фундаментом, но на нем еще необходимо воздвигнуть стены и крышу в виде заповедей и их толкований. Они, в случае их исполнения, защищают людей, от разрушительного влияния естественных, природных, животных сил, ведущие к многобожию, идолопоклонству, духовной и телесной распущенности.
Как же проявляется защитная функция законов и правил в реальной жизни? В первую очередь, в установке, «видимой» умом, воображаемой границы между истиной и ложью, добром и злом, чистым и нечистым и т.п. в каждой конкретной жизненной ситуации. Эта граница не существует сама по себе, вне человека. Она создается посредством разума и определяет правильную (данную Б-ом) искусственную траекторию движения, как для отдельного человека, так и для всего общества. Это необходимо, так как, если люди начнут двигаться только по естественной, природной траектории движения, которая определяется естественными, животными инстинктами и побуждениями, то это приведет рано или поздно к нарушению и, в конце концов, к разрушению функционирования человеческой сущности.
Таким образом, чтобы человеку двигаться по правильной траектории необходимо, в первую очередь, сначала правильно увидеть своим умом границу Закона, во всевозможных жизненных ситуациях. Это, на самом деле, не так-то просто. Далее, необходимо еще иметь силу, для того, чтобы идти по этой траектории, как по натянутому канату, сопротивляясь нашим естественным, животным инстинктам и желаниям, которые часто могут идти вразрез правильной траектории.
Итак, получается необходимо, вначале, умом правильно определить границу Закона — канат. Здесь существует масса сбивающих, с правильного мышления, факторов. Здесь необходим критический анализ и самодисциплина ума. Далее, необходима самодисциплина на уровне «тела», чтобы заставить свое тело правильно двигаться на материальном (физическом) уровне.
Здесь, на мой взгляд, нам помогают, в какой-то мере (особенно на первоначальном уровне), такие человеческие свойства, как, например, страх, стыд и совесть. Эти чувства вырабатываются с самого детства посредством воспитания. Именно эти качества создают, во многих ситуациях, неприятную для нас, жесткость, связанность, зажатость. Но ведь именно они, во многом, «мешают» нам совершать те или иные противоправные действия, противоречащие всевозможным законам, заповедям и правилам. Если эти качества исчезнут, то наши естественные (природные) желания и побуждения почти не будут встречать сопротивления. Что самое интересное: именно эти качества усиленно разрушаются современным, «прогрессивным» воспитанием, когда детей учат тому, что не следует бояться (стесняться, стыдится), следовательно, ограничивать свои естественные (природные) инстинкты, побуждения и желания. На мой же взгляд, эти качества необходимо, наоборот, разумно формировать в процессе воспитания, учитывая те или иные индивидуальные психические особенности характера ребенка.
Получается, чтобы быть человеком и не разрушать своими собственными действиями свою человеческую сущность необходимо уметь сопротивляться естественным желаниям и побуждениям, как на духовном, так и на телесном уровне, направляя их в нужное русло. Образно говоря, стена должна быть достаточно крепкой и устойчивой, чтобы выдержать натиск природной стихии. Следовательно, за каждым законом лежит «сверхъестественная» способность человека сопротивляться естественным, природным силам, не уничтожая, а ограничивая их. Здесь можно привести несколько примеров.
Пример с автомобильным двигателем. В этом случае, природная сила представлена в виде взрывающегося бензина, который производит необходимую энергию, для создания полезной, двигающей силы. В стенках двигателя и его деталях выражена человеческая, разумная сущность, направляющая природную силу в нужном направлении. Если стенки двигателя слабы или они сконструированы неправильно (противоречиво и непоследовательно), то, скорее всего, энергия, взрывающегося бензина, просто разорвет двигатель или же двигатель не будет работать — сила уйдет в пустоту. Следовательно, нельзя подавлять полностью природную силу, а необходимо ее направлять в нужное, правильное и полезное русло.
Ко всему прочему, человеку необходимо каждодневно соблюдать правила эксплуатации автомобиля вообще и двигателя в частности, чтобы они, сопротивлялись естественным, разрушительным для них, факторам и функционировали как можно дольше. По сути, каждое мгновение идет борьба между законом и беззаконием, разумным и животным, сверхъестественным и естественным, порядком и хаосом. Выполнение всевозможных правил и законов и есть такая борьба, в результате которой, осуществляется человеческое бытие.
Пример с парусной лодкой. В этом случае, животная, природная сила будет выражена в силе ветра и воды. Человеческая сущность выражена в парусе, корпусе судна и рулевой системы. Парус, посредством ветра, толкает корпус судна, который в свою очередь, должен держаться на воде, а рулевая система управляет движением всей конструкции. Если парус или корпус недостаточно крепки, то природная сила ветра или воды просто разобьют их и всякое движение будет невозможно. Но даже если они достаточно крепки, но будет неисправна рулевая система, то корабль будет отдан на волю природных стихий и скорее всего он разобьется о скалы или сядет на мель.
Продолжение следует
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.