Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Разум, Пиркей Авот, Маараль, Память, Изучение Торы, Характер
5:15 Существуют четыре вида учеников. Быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком. С трудом воспринимает, но и с трудом забывает — убыток у него перекрывается прибылью. Быстро схватывает и с трудом забывает — это благой удел. С трудом воспринимает и быстро забывает — это дурной удел.
В этой мишне в объяснении нуждается вот что. Мишна определила, что если ученик быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком, а не назвала это «средним уделом». А она должна была бы так сделать, если уж назвала последние два случая благим уделом и дурным уделом! Кроме того, выражение прибыль у него перекрывается убытком применимо лишь в том случае, когда убыток проистекает из самой прибыли. Или, если прибыль связана с убытком и вытекает из него, можно сказать, что убыток у него перекрывается прибылью, — мы уже разъясняли это выше. Но в данном случае — почему способность быстро забывать определяется способностью быстро схватывать?! И точно такое же недоумение вызывает и определение второго случая в мишне: убыток у него перекрывается прибылью.
По-видимому (объяснение таково). Несомненно, когда человек быстро схватывает, услышанное не запечатлевается в его душе так же прочно, как у того, кто воспринимает медленно. Воспринимающий медленно должен приложить много усилий (чтобы нечто запомнить), поэтому к нему не будет относиться сказанное нашими мудрецами (Швуот 41б): «То, что человек воспринял несознательно, он не считает возложенным на себя и не помнит». Такой человек (напротив) обретает свое знание лишь через огромный труд и усилия, так что, разумеется, ощущает необходимость все помнить! Поэтому он и запоминает лучше. Но тот, кто воспринимает быстро, получает свои знания с легкостью и без усилий, а потому и не так старается удержать их в памяти, а значит, быстро забывает. Получается, что прибыль у него — то, что он быстро схватывает, – перекрывается убытком – тем, что он быстро и забывает. Ведь воспринятое с легкостью приходит к человеку как бы само собой, без сознательного усилия, поэтому такие знания он «не считает возложенными на себя и не помнит». Поэтому и в противоположном случае, если человек с трудом воспринимает, но и с трудом забывает, — убыток у него перекрывается прибылью: поскольку воспринимать ему трудно, он прикладывает серьезные усилия и обращает все свое внимание на то, что изучает, поэтому обретенные им знания остаются с ним.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»