Из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом», темы: Современность и Тора, Философия, Иудаизм, Мировоззрение, Рустем Ибрагимов, Ортодоксальный модернизм
Итак, на основании вышесказанного, получается, что мироздание, человек, иудаизм и т.п. не могут абсолютно меняться. Всякое изменение объекта обязательно предполагает неизменность его сущности. Только так мы могли бы понимать, что видим не нечто абсолютно другое, а то же самое, что видели в прошлом, только с какими-то новыми второстепенными признаками.
В самом утверждении: «Иудаизм изменился», «человек изменился», «дом изменился», «друг изменился», «мир изменился» и т.п. мыслится некое скрытое неизменное основание, которое позволяет нам понять что, не смотря на все изменения, перед нами, по сути, все тот же иудаизм, человек, дом, друг, мир. Поэтому, можно со всем основанием утверждать, что иудаизм (мироздание, дом, друг и т.п.) в принципе не могут меняться.
Таким образом, благодаря критическому анализу мы понимаем с абсолютной точностью, что говорить об изменении чего бы то ни было, мы можем только тогда, когда в этом нечто меняется только второстепенные, поверхностные признаки, а сущность этого нечто не меняется. Поэтому не может быть абсолютного изменения чего-либо, так как последнее предполагает изменение всех без исключения качеств и свойств этого нечто. Но это приводит к исчезновению самого нечто.
Теперь рассмотрим более внимательно ситуацию с изменением иудаизма. Оно означает, что в двух разных временных точках иудаизм должен различаться между собой, но при этом не настолько, чтобы перестать быть иудаизмом. Что же может измениться в иудаизме, чтобы, при этом, иудаизм остался?
Так как, мы оперируем понятиями, то мы должны, в первую очередь, выявить в понятии «иудаизм» необходимые основополагающие качества (признаки), которые отличают его от всех остальных понятий. Даже, не зная этих основополагающих качеств, мы можем выявить следующие принципиальные моменты.
Иудаизм — это сложная идейно-смысловая конструкция, в которой должны быть неотъемлемые системообразующие элементы. Допустим, есть три необходимых и достаточных элемента — А, В, С. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к разрушению всей смысловой конструкции иудаизма. Отсюда вытекает, что всякое изменение иудаизма не должно затрагивать ни один из этих элементов. Могут меняться только второстепенные, добавочные элементы, не имеющие к иудаизму прямого отношения. Поэтому, все действия, которые могут привести к исчезновению хотя бы одного, необходимого для существования иудаизма, качества, должны быть под запретом.
Теперь остается выявить все принципиально необходимые качества-признаки иудаизма, чтобы понять, какие действия, например, сторонников реформ в иудаизме ведут или могут привести к его разрушению.
Здесь, конечно, возникают закономерные принципиально важные вопросы: «Что считать основополагающими признаками иудаизма?», «Что не должно исчезать из понятия иудаизма, чтобы не случилось исчезновения оного?», «Могут ли существующие течения и направления иудаизма называться иудаизмом в правильном смысле этого слова и если могут, то какие именно?» Для поиска ответов на эти вопросы необходимо вернуться в прошлое и проследить процесс формирования иудаизма.
Продолжение следует
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.