Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Избранность, Шмита, Пиркей Авот, Идолопоклонство, Галут, Земля Израиля, Маараль, Святость, Праотцы, Разврат
5:11 Семь видов наказаний приходят в мир за семь видов преступлений. Некоторые отделяют десятину от урожая, а некоторые не отделяют — голод засухи приходит: некоторые голодны, а некоторые сыты. Решили не отделять десятины — голод приходит из-за бунтов и засухи. (Решили) не отделять халу от теста — приходит смертный голод. Мор приходит в мир за преступления, караемые Торой смертной казнью, которые не передаются в суд, и за плоды Седьмого года. Меч приходит в мир за задержку судопроизводства и за извращение суда, и за преподавание Торы не в соответствии с Законом. Дикие звери приходят в мир за ненужную клятву и за осквернение Имени Б-га. Изгнание приходит в мир за идолопоклонство, разврат, убийство и за (нарушенный субботний) покой земли.
Изгнание приходит в мир за идолопоклонство и за разврат, и за убийство, и за покой земли. Огромное удивление вызывает то, что изгнание служит наказанием за эти четыре преступления — чем они связаны с изгнанием с Земли Израиля? И тебе следует очень хорошо знать и понимать это, (а потому) обрати свои глаза и сердце на то, что мы сейчас тебе разъясним.
Когда ты исследуешь этот вопрос, то обнаружишь, что существуют три пути описания Земли Израиля. Во-первых, эта земля названа Именем Б-га, ибо Он — Б-г Земли Израиля. Стих (Дварим 31) ясно говорит об этом: «И восстанет этот народ, и предастся разврату вслед за чуждыми богами Земли». Рамбан объясняет этот стих следующим образом: «Богами, чуждыми этой Земле, поскольку Г-сподом этой Земли является почитаемый Б-г. И сказано (IIМелахим 17:26): Ибо они не знают законов Б-га той Земли», а также: И говорили о Б-ге той Земли и о Б-ге народа той Земли (на самом деле: И говорили о Б-ге Иерусалима как о богах народов земли (II Диврей аямим 32:19), а также (Ошеа 9:3): Не будут жить в Земле Б-га… И в словах наших учителей благословенной памяти это разъяснено очень ясно. Они даже сказали (в трактате Ктубот 110б), и Раши привел это в своем комментарии на Хумаш (Берешит 15:7)): Чтобы дать тебе эту Землю… чтобы быть тебе Г-сподом. Если (еврей) живет в Земле Израиля, Я — его Г-сподь, а если он не живет в Земле Израиля, Я — не его Г-сподь, — и этот комментарий следует изучить по первоисточнику. И царь Давид тоже сказал (I Шмуэль 26:19): Ибо изгнали меня сегодня (и не дали) приобщиться к уделу Б-га, говоря: «Иди, служи чужим богам!» Но разве кто-то сказал Давиду: «Иди, служи чужим богам»? Он имел в виду, что, изгнав его из Земли Израиля, его как бы принудили служить чужим богам. И это ясно: ведь все прочие земли управляются вышними властителями, и нет ни одной земли, названной только Именем Б-га, кроме Земли Израиля.
Второе описание Земли Израиля состоит в том, что она называется Святой Землей, и это в объяснениях не нуждается. А третье состоит в том, что она называется Землей Жизни, согласно сказанному (Йехезкель 26:20): «И дам Я славу Земле Жизни».
А в трактате Ктубот (111а) сказано: «Земля Жизни» — Земля, чьи мертвые в будущем оживут. А «Землей Жизни» она названа потому, что находится в середине мира, как мы разъясняли во многих местах; а все, что поднялось на уровень «середины» и не отклоняется ни к одной крайности, связано с жизнью. Ведь крайность — это нечто, подразумевающее конец и завершение, и суть смерти именно в том, что она — конец и завершение.
Поэтому мишна утверждает, что за три преступления и три греха народ Израиля карается изгнанием со своей земли. Если они служат идолам, то теряют право жить в Земле Израиля потому, что Г-сподь этой земли — благословенный Б-г, и как же может быть, чтобы в Его Земле кто-то служил другим богам?! Второе преступление — это убийство. Поскольку Земля Израиля названа Землей Жизни, в ней не имеют права жить те, кто проливает кровь. Третье же преступление — это разврат (и изгнание следует за ним), потому что Земля Израиля названа Святой Землей, а разврат — это полная противоположность святости. И то, что разврат и запрещенные связи противоречат святости, разъясняется во многих местах. Например, Раши, приводя слова наших мудрецов, пишет в комментарии на начало раздела Кдошим (Ваикра 19:2), что требование «святыми будьте» записано в Торе сразу после запрета разврата, «чтобы показать тебе, что евреи должны быть святыми, то есть, воздерживаться от разврата, и что там, где от разврата отказались, там и присутствует святость». «Женщины развратной и оскверненной не берите… — Я — Б-г, освящающий вас» (Ваикра 21:7—8). «И не осквернит свое потомство (браком с запрещенной ему женщиной)… — Я — Б-г, освящающий его (Ваикра 21:15)». «Святыми будьте… — женщину развратную и оскверненную…» (Ваикра 21:6—7).
А почему разврат противоположен святости, мы разъясняли в очень многих местах. Разврат и стремление к запрещенным связям — это самая телесная из всех страстей, святость же состоит в отделении от телесного и материального. Б-га потому и называют святым, что Он свободен от телесного. И то, что святость есть отделение от материального, мы тоже во многих местах объясняли. Наши мудрецы оставили нам косвенное указание на это в трактате Сота (7б): «Почему жертва, которую приносит жена, подозреваемая в неверности, — это ячменная мука (а не пшеничная, как все другие жертвы)? Сказали (мудрецы): Она совершила деяние животного, потому и ее жертва — корм животного». Ты видишь, что (по определению наших мудрецов) разврат — это занятие животное, материальное; да и все знают, что разврат — это нечто телесное и потому материальное. Поэтому, если (евреи), Б-же упаси, склоняются к разврату, они изгоняются из Земли Израиля.
Заповедь же покоя земли, то есть, запрет обрабатывать землю в год шмиты, седьмой год, — это требование Торы, относящееся только к Земле Израиля и ни к какому другому месту. Другими словами, она связана с Землей Израиля непосредственно — именно этой Земле приличествует покой седьмого года. Дело в том, что Земля Израиля — это земля, в которой нет недостатка ни в чем, это совершенная земля, о которой стих (Дварим 8) выразился так: «Земля, в которой ты ни в чем не будешь испытывать недостатка».
Стих как бы сравнивает Землю Израиля с другими странами, в которых (непременно) чего-то не хватает (и говорит) что единственная страна, в которой ни в чем нет недостатка, единственная совершенная страна — это Земля Израиля. А тому, что совершенно, подобает (время от времени) прекращать труд и наслаждаться покоем.
В этом отношении (Земля Израиля) подобна народу Израиля, которому из-за его совершенства дарован день отдыха и прекращения работы. Об этом мы говорили выше и разъяснили, что тот, кто не отдыхает, не достиг еще совершенства, а потому постоянно движется. Объясняя мишну «Если ты учил много Торы…» (Авот 2:8), мы сказали, что движение вызвано способностями, которые еще не воплотились. Совершенство же означает воплощение всех способностей и возможностей. Поэтому, пока сотворение мира не было завершено, пока он не был воплощен в совершенстве, он не мог обрести отдыха. Только когда он стал совершенным и перешел из состояния возможности в состояние осуществления — только тогда в нем появился отдых.
Таким образом, отдых относится к тому, что стало совершенным, воплотилось; а к тому, что несовершенно и не полностью реализовалось, относится движение. Поэтому сыновья Ноаха (то есть, неевреи) не заслуживают отдыха: они не обладают воплощенным совершенством. Их совершенство лишь заложено в них как возможность, но не воплощено в реальности. Поэтому им приличествует безостановочная деятельность.
Талмуд (Санхедрин 59) постановляет, что «сын Ноаха, соблюдающий шабат, повинен смерти, согласно сказанному (Берешит 8:22): Днем и ночью не упокоятся». Это утверждение Талмуда вызывает вопрос: (в чем же состоит преступление) за которое он должен быть казнен?! Но дело именно в том, что сыновьям Ноаха отдых не полагается, ибо отдых указывает на воплощенное совершенство, которым сыновья Ноаха не обладают — они совершенны лишь в возможности.
В этом состоит отличие сыновей Израиля от сыновей Ноаха: сыновья Израиля непременно должны обрести отдых. Ведь если у них не будет отдыха, если они будут постоянно заняты работой, то есть, пребывать в постоянном движении, это будет указывать на отсутствие у них совершенства: если бы оно было, оно непременно повлекло бы за собой и отдых.
И Земля Израиля точно так же непременно должна обрести отдых: если бы она постоянно обрабатывалась, это указывало бы на то, что она несовершенна. Поэтому Писание говорит (Ваикра 25:4): «Шабат отдыха да будет для Земли…» Стих указывает, что именно сама Земля Израиля должна отдыхать, то есть, говорит о ее высоком уровне.
Кроме того, мы разъяснили, что все, обладающее святостью, подобно Израилю и Земле Израиля, достойно получить отдых ишабат, поскольку движение есть, как известно, свойство материи. Израиль же, стоящий на более высоком уровне святости, освобожденной от (ограничений) материи, должен иметь отдых от движения, то есть, от работы. Ведь никакая другая деятельность (кроме работы) не может быть (в полном смысле) названа движением. Ведь (обычное) движение совершенно не утруждает человека!
Работа же трудна и потому называется движением. Поэтому Израилю, обладающему святостью, Б-г даровал день святости и отдыха. И то же самое относится к Земле Израиля: если бы люди обрабатывали ее постоянно, (это показывало бы) отсутствие у нее святости! По этой причине Тора повелела давать ей отдых в седьмой год, чтобы тем самым выказать ее собственную святость. И если евреи не исполняют этого требования, Б-г за преступление против святости года шмиты изгоняет их с Земли Израиля.
Теперь тебе стало совершенно ясно, почему наказанием именно за эти четыре преступления служит изгнание.
И, кроме этого, тебе следует знать, что эти три преступления (идолопоклонство, разврат и убийство наказываются изгнанием) именно потому, что Земля Израиля обладает святостью. Святость же — это противоположность нечистоте, и известно, что нечистота отменяет и уничтожает святость. Любая святыня, соприкоснувшись с нечистотой, сразу же теряет свою святость! И Тора связывает нечистоту только с этими тремя преступлениями, как сказано в первой главе трактата Швуот (7б) и уже разъяснялось выше. Поэтому эти три преступления суть противоположность Святой Земле Израиля. И тебе следует очень хорошо разобраться в том, почему именно эти три преступления связаны с нечистотой, поскольку причина этого — проявление глубочайшей мудрости. И четвертая причина (изгнания), пренебрежение запретами седьмого года, тоже прямо связана со святостью. Писание говорит (Ваикра 25:12): «Ибо этот пятидесятый год святым да будет для вас; с поля…» И седьмой год тоже, несомненно, святой год для Земли, так как плоды этого года названы святыми. Кроме того, седьмой год назван в Писании словом «шабат», а о шабате сказано (Шмот 21): «Святой он для вас». И Б-г повелел (в седьмой год) относиться к Земле как к святыне, то есть, не обрабатывать ее, а потому святость ее (в седьмой год) становится подобной святости шабата; и причина этого уже разъяснена. Поэтому мишна утверждает, что в наказание за три этих преступления евреи изгоняются с Земли Израиля: ведь идолопоклонство, убийство и разврат нечисты и оскверняют и уничтожают святость. Четвертая же (причина изгнания, то есть) седьмой год — это и есть святость Земли, и, когда к ней относятся не как к святыне, она не может этого снести, и евреи изгоняются с нее. И это объяснение несомненно.
И чтобы лучше усвоить все это, тебе следует узнать, что Б-г отдал евреям Землю Израиля ради заслуг трех праотцев. Б-г пообещал Аврааму, что отдает эту землю его потомкам, и то же самое обещание Он затем дал Ицхаку, а затем — Яакову. Если бы не клятва, которую Б-г дал праотцам, эта Земля не принадлежала бы евреям! То есть, эта Земля (с самого начала была предназначена) именно праотцам, и именно поэтому была отдана им. Стих ясно говорит об этом (Ваикра 26): «И Я вспомню Мой союз с Яаковом, и Мой союз с Ицхаком, и Мой союз с Авраамом Я вспомню, и Землю Я вспомню». Б-г открывает здесь, что помнит Землю Израиля ради праотцев, и причина в том, что именно праотцам она предназначена.
(С этой точки зрения) правильно было бы, если бы Тора сказала: «…и Я вспомню Землю», — это означало бы, что ради заслуг праотцев Б-г вспомнит и Землю Израиля.
Однако на самом деле стих говорит: «…и Землю Я вспомню», — то есть, показывает, что Б-г вспомнит Землю так же, как вспоминает и праотцев. Мидраш (Ваикра раба 36) говорит об этом: Почему Б-г вспоминает Землю вместе с праотцами? Сказал раби Шимон, сын Лакиша: «Это можно сравнить с царем, у которого было три дочери и растившая их рабыня. Каждый раз, когда царь передавал привет дочерям, он добавлял: Передайте привет и той, что их растит».
Слова мидраша «…и растившая их рабыня» означают, что высший уровень, на который поднялись наши праотцы, связан именно с тем, что они жили в Земле Израиля; живи они в другом месте, не поднялись бы на уровень высшей святости. Поэтому можно сказать, что именно Земля Израиля их «вырастила». Отсюда ты можешь заключить, что Земля Израиля теснейшим образом связана с праотцами, а они — с ней. Поэтому, когда Б-г воспоминает заслуги трех праотцев, Он вспоминает вместе с ними и Землю Израиля, поскольку это (в некотором смысле) одно и то же.
И когда народ Израиля уподобляется праотцам, которым была дарована Земля Израиля и которым она принадлежит, он имеет на нее право. А когда они оставляют качества праотцев и перестают быть подобными им, они теряют право на эту Землю и изгоняются с нее. И если они не поступают с этой Землей так, как положено с ней поступать, они тоже с нее изгоняются. А перечисленные в мишне три преступления — это окончательный выход за пределы тех качеств, которыми отличались праотцы. Отказ от разврата ты видишь у Авраама, который был отделен от мира совершенной святостью, какой ранее никогда не бывало. Так сказано в Талмуде (Бава батра 16а): «Союз заключил я со своими глазами, и на что мне пристально смотреть на девушку?!» Ийов заслуживает, чтобы ему забили рот пылью! На чужих женщин он не смотрит, а на свою (жену) смотрит! Авраам же даже на свою (жену) не смотрел, согласно сказанному (Берешит 12:11): «Вот, послушай, узнал я, что ты — женщина красивая видом». Это означает, что до сих пор он не знал о ее красоте, и лишь сейчас увидел ее благодаря случайному происшествию, как объясняет Раши в комментарии на этот стих. Поэтому, перестав остерегаться разврата, евреи отходят от качеств Авраама и становятся противоположностью Аврааму, которому была дарована Земля Израиля.
Если же евреи, Б-же упаси, занимаются идолопоклонством, они недостойны считаться сыновьями Ицхака, которому была дарована Земля Израиля. Ведь Ицхак все свое тело принес в жертву Небесам — так он был привязан к служению благословенному Б-гу! И когда человек приносит жертвы чуждому богу, это прямая противоположность качеству Ицхака.
А убивая, евреи становятся противоположностью Яакову. Ведь никто не был в такой степени далек от кровопролития, как Яаков. И это — удивительное дело, о котором рассказывает Талмуд в трактате Нида (13а): «Тот, кто изливает семя напрасно, как бы совершает убийство, согласно сказанному (Йешаяу 57:5): “Разгорячающиеся под дубами, под каждым зеленым деревом, убивающие детей в долинах…” Слово “убивающие” можно прочесть и как “выдавливающие”».
Яаков же не имел с убийством совершенно ничего общего, а потому даже случайного семяизвержения с ним ни разу в жизни не произошло. Так объясняет Талмуд (Йевамот 76а), основываясь на стихе (Берешит 49:3) «Реувен — первенец мой ты, моя сила и начало моей мощи». И несмотря на то, что речь идет не о том, что зависело от воли Яакова, а том, что происходит само по себе, мы все же видим, что он был настолько далек от убийства, что семя, предназначенное для создания человека, не исходило из него напрасно против его желания. И знатокам (тайного Учения) известно, что Яаков и Эсав — это две противоположности. Эсава Тора (Берешит 25:25) называет «красным», кровавым, Яаков же — это человек, рядом с которым только жизнь. Поэтому «наш праотец Яаков не умер» (Таанит 5б), как известно тем, кто стоял в собрании святых (ангелов).
Таким образом, все это подобает праотцам с точки зрения их наивысшей ступени и наивысшего уровня; и поэтому, если народ Израиля, Б-же упаси, обращается к убийству, он отходит тем самым от качеств Яакова, которому подобает владеть Землей Израиля, и подвергается изгнанию с нее.
Вот в чем суть всего сказанного. «Землю (Израиля) дал (Б-г) людям» (Теилим 115:16), «Не ради запустения сотворил Он ее» (Йешая 45:18), а отдал людям (для заселения). И первыми людьми на этой Земле стали наши праотцы, которые получили на нее исключительное право. И если народ Израиля уподобляется праотцам, которым (на самом деле) принадлежит Земля Израиля, они обретают на нее такое же право, какое имели праотцы; если же нет, их с нее изгоняют. Четвертое же преступление (влечет за собой изгнание) потому, что евреи не дают Земле Израиля того, что подобает ей самой, то есть, отдыха в Седьмой год. Ведь нет сомнения, что Седьмой год предназначен для самой Земли Израиля, согласно сказанному (Ваикра 25): «И будет отдыхать Земля отдыхом для Б-га». Таким образом, совершая, Б-же упаси, три преступления — идолопоклонство, разврат и убийство, — евреи как бы перестают быть сыновьями Авраама, Ицхака и Яакова, получившими в удел Землю Израиля. Совершая же четвертое преступление, они грешат против самой Земли Израиля, отказывая ей в отдыхе, как уже было разъяснено. И следует это из стиха «И Я вспомню Мой союз с Авраамом…», и все это теперь ясно.
И вот, мы дали тебе очень подробное объяснение этой мишны, и (показали, что) все в ней подчинено одному и тому же, совершенно истинному принципу. И теперь у тебя не возникает вопроса, почему эти четыре преступления мишна сочла за одно. Ведь нет сомнения, что это — на самом деле одно и то же преступление, осквернение святости Земли Израиля. Мишнакак бы говорит, что наказанием за осквернение святости Земли Израиля служит изгнание. Совершается же это осквернение идолопоклонством, развратом, убийством и пренебрежением заповедью Седьмого года. Или же (можно объяснить смыслмишны, сказав, что изгнание является наказанием) за порчу Земли Израиля, а все эти четыре преступления портят ее; и при этом объяснении вопроса (об объединении этих преступлений в одно) тоже не возникает.
И если ты обладаешь понимающим сердцем, ты обнаружишь, что за семь различных видов преступлений определено семь наказаний. Первые три из них — это голод, затем — дикие звери, мор, меч и изгнание. И эти четыре наказания объемлют все те (Б-жественные действия), посредством которых мир лишается установленного для него естественного порядка; и мудрец способен понять все это самостоятельно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»