Крестовые походы — это военные походы европейских католиков в Палестину в 1096—1291 годы, которые предпринимались с тем, чтобы освободить Иерусалим из-под мусульманского владычества.
Исторические хроники свидетельствуют не менее, чем о восьми крестовых походах на мусульманский восток, и еще о нескольких, более поздних, — на языческий север (в Эстонию, Русь, Финляндию). Кроме того, в раннем средневековье христиане предпринимали походы, направленные против османов и против гуситов.
Рассматривая еврейский аспект этого явления, мы говорим о первых трех походах, которые закончились трагически для еврейских европейских общин. Особенно пострадали Вормс, Майнц, Йорк. В памяти еврейского народа жестокие преследования и массовые убийства того периода навсегда остались под названием гзерот татнав, то есть резня 4856 (1096) года.
Оглавление
Первый крестовый поход [↑]
4856-й (1096-й) год стал годом самого первого в истории крестового похода. Ему предшествовал захват сельджуками Иерусалима в 1071 году. После того, как до римского папы Урбана II дошли сообщения о притеснении мусульманами христианских паломников, а также жалобы на «богоубийц-евреев», оскверняющих святые места, папа на церковном соборе в Клермоне призвал католиков к походу за освобождение «Святой Земли».
Идея была воспринята с воодушевлением. Во главе создававшихся отрядов становились знатные воины, рыцари, чьи одежды и щиты были украшены крестами, поэтому участников похода стали называть крестоносцами.
На поход возлагались большие надежды: Урбан II собирался укрепить католическое влияние в мире и собрать денег, рыцари получили занятие, к которому они были способны (война и завоевания), и тоже намеревались разбогатеть, многочисленные разбойники, примкнувшие к походу, жаждали легкой наживы, простой же народ, постоянно страдавший от неурожаев и голода, надеялся обрести сытую жизнь и отомстить обидчикам. До Палестины было еще так далеко, а извечные враги — евреи — были совсем рядом, и крестоносцы первом делом принялись за них.
Первыми пострадали евреи французского города Руана. Их потащили в местную церковь и убили всех, отказавшихся принять христианство. В Провансе были уничтожены целые общины, например, в городе Моньё.
В германском Кельне обнаружилось, что еврейские дома пусты. Местные жители и крестьяне близлежащих деревень спрятали их, а оставшихся епископ тайно увел в укрытия. Разбойники растерзали тех троих евреев, что не успели укрыться, и принялись громить и грабить дома и синагоги, осквернять и жечь святые книги.
Когда через три недели евреев обнаружили в их укрытии, начались массовые убийства и самоубийства. С возгласом Шма Исраэль еврейские семьи бросались в воды Рейна.
От рук крестоносцев погибло около 800 евреев города Вормс. Семь дней епископ пытался спасти их, но, в конце концов, признался в своем бессилии и посоветовал принять христианство. Евреи освятили Имя Б-жье своей смертью: мужчины закололи своих жен, детей и в конце — себя.
В Майнце погибло около 1100 евреев. Их тоже сначала укрывал епископ, но потом он бежал, а его солдаты присоединились к тысячной толпе погромщиков. Евреи во главе с Калонимосом бен Мешуламом решили сопротивляться до конца, и последнее сражение продолжалось до тех пор, пока все евреи не были убиты или не покончили жизнь самоубийством.
В Венгрии крестоносцы получили отпор, и большая часть их была уничтожена венгерскими войсками. Оставшиеся, под предводительством герцога Готфрида, добрались до Земли Израиля, в 1099 году захватили Иерусалим и создали там Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291-го года.
Захватчики с особой жестокостью убивали жителей города, мусульман и евреев. Прятавшихся в синагогах сжигали заживо, бежавших вылавливали и закалывали или продавали в рабство. Пострадали все еврейские поселения, за исключением Галилеи.
Все те годы, что христиане правили в Земле Израиля, не прекращалось противостояние им со стороны мусульман. Они отвоевывали у крестоносцев города и районы, а в ответ на это христиане собирали новые крестовые походы.
Второй крестовый поход [↑]
Со временем еврейские беженцы стали возвращаться в города, где они жили прежде. Разрушенные синагоги отстраивались заново. Но прошло не более пятидесяти лет, и над новым поколением опять нависла угроза смерти.
В Палестине между рыцарями начались раздоры, а мусульмане объединились, чтобы изгнать пришельцев из страны. Христиане обратились за помощью к Римскому папе, который в конце 1145 года призвал к новому крестовому походу. Его будущим участникам он обещал не только полное отпущение грехов, но и отмену долгов, сделанных в течение всего похода. Возглавил поход сам король Франции Луи VII, а король Германии Конрад III присоединился к нему.
Во Франции настоятель монастыря Клербо Бернард воспротивился убийствам и погромам и выступил против подстрекателей с особым посланием, но в Германии история надругательств над евреями повторилась, как и пятьдесят лет тому назад — правда, не везде. Например, епископ Кельна предоставил в распоряжение евреев мощную крепость.
Больше всего пострадала община Вюрцбурга, где толпа захватила около двадцати евреев и потребовала их крещения — а после решительного отказа расправилась с ними.
Во Франции новый крестовый поход начался относительно спокойно, но когда крестоносцы дошли до Рамерю (в Шампани) и Карентана — вновь полилась еврейская кровь. Евреи вступили с погромщиками в неравный бой и все погибли.
Глава поколения мудрецов Франции, величайший из авторов Тосафот, внук великого Раши, Раби Яаков бен Меир — рабейну Там, — тоже пострадал от погромщиков: в праздник Шавуот его ограбили, нанесли пять глубоких ножевых ран и чуть не убили — его спас от неминуемой смерти знакомый рыцарь, который отбил его от толпы и вывел из опасного места.
В том, что евреи того поколения смогли выстоять, они во многом были обязаны рабейну Таму. Именно рабейну Там на своем личном примере и в своих посланиях учил людей не роптать, не оставлять веры в помощь Всевышнего, уметь идти на самые страшные мучения, — но причину происходящего видеть прежде всего в самих себе, в собственных поступках и недостатках, и главное — продолжать учить Тору в самых невероятных условиях.
Третий крестовый поход [↑]
В 1188 году немецкий король Фридрих I (Барбаросса) выступил против Салах-Ад-Дина, правителя Египта, захватившего почти всю Землю Израиля, — и проиграл битву. Когда весть об этом достигла Европы, папа обратился к князьям-христианам с призывом покарать мусульман.
Фридрих Барбаросса не желал погромов в Германии и приказал священникам выступить в церквях с призывом соблюдать закон в обращении с евреями. Во время третьего крестового похода евреи Германии были защищены от погромов, но их обязали платить огромные налоги и нести расходы по содержанию королевской армии.
Многие рыцари армия Фридриха пали в последующих сражениях с сельджуками, многие умерли от эпидемии, кто-то вернулся через море домой, и только около тысячи крестоносцев добрались до Земли Израиля.
Король Англии Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II во главе своих армий тоже отправились в Палестину. Как раз накануне похода Ричарда короновали, и в этот день по всей Англии прошли массовые убийства и грабежи евреев. Прекратить погромы король не смог, а когда он увел свою армию в крестовый поход, еврейский народ оказался совершенно беззащитным перед лицом погромщиков.
Самая страшная участь постигла евреев города Йорк. Они спрятались в королевском дворце, но когда запасы продовольствия иссякли, многие евреи умертвили свои семьи и затем себя. Оставшиеся в живых надеялись спастись, приняв христианство, открыли ворота, но враги набросились на них и растерзали.
Поздние крестовые походы [↑]
В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201—1204 гг.), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I.
В 1309 г. крестоносцами были убиты евреи многих городов Брабанта (Бельгия), отказавшиеся принять крещение.
В период двух так называемых «крестовых походов пастухов» новые бедствия обрушились на евреев Франции. Направляясь на Восток, чтобы вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX из египетского плена, они разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже.
Во время второго похода пастухов, в котором принимало участие около 40 тысяч подростков, были фактически уничтожены около 130 еврейских общин, и среди них — общины Гаскони, Прованса, Тулузы…
Папа Иоанн XXII и Король Филипп V пытались остановить бесчинства, но «пастухи» повсюду встречали поддержку у горожан и крестьян.
Последствия крестовых походов [↑]
Справедливости ради стоит отметить, что не только евреи пострадали в Европе от крестоносцев. Во время альбигойских войн в начале XIII-го века крестоносцы жестоко расправлялись с мирным населением — например, в городах Безье и Марманд. В Минерве сожгли 140 «еретиков», в Лаворе — 400.
Но если военные походы против разного рода «еретиков» велись с религиозной целью или ради захвата земель, то по отношению к евреям это была слепая черная ненависть, перед которой были бессильны и сами евреи, и пытавшиеся их защитить папы и короли.
После крестовых походов участились кровавые наветы на евреев, усилился религиозный фанатизм католиков, и за евреями прочно закрепился образ врага христианской веры.
Трагические события первого крестового похода, когда были уничтожены тысячи евреев Германии и Франции, остались в нашей памяти как гзерот татнав, то есть резня 4856 года. В память о них были написаны кинот (плачи), которые читают в день траура и поста Девятого Ава, и слихот (молитвы о прощении грехов), которые произносят в месяце элуль и в Йом Кипур. Кроме того, читаемая по субботам поминальная молитва «Ав а-Рахамим» («Отец милосердия»), тоже была написана в память о жертвах крестовых походов.