Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дарование Торы, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Вера
Рассказанное здесь должно очень сильно помочь каждому исполнять предписания Торы. Мудрецы Талмуда говорят так: «Пришел Давид и свел их (основы веры) к одиннадцати, как сказано: “Б-же! Кто будет жить в шатре Твоем, кто поселится на горе святости твоей?” Пришел Миха и свел их к трем (…). Пришел Хаввакук и свел их к одному, как сказано: “И праведник верою своей будет жив”». Здесь не имеется в виду, Б-же упаси, что все они призывали выполнять лишь те заповеди, которые подчеркнули. И Хаввакук тоже не имел в виду, что требуется только вера. Ведь в Торе записано: «Не добавляй и не убавляй», а также: «Скрытое — Г-споду Б-гу нашему, а открытое — нам и детям нашим навечно, чтобы исполнять все слова Торы этой». И еще несколько стихов Торы говорят то же самое.
Вот что имеется здесь в виду. Каждый из этих людей видел, что его поколение просто не в состоянии настолько собраться с силами, чтобы исполнить все целиком. Поэтому каждый посоветовал своим современникам обратить особенное внимание хотя бы на главные вещи, от которых со временем можно перейти к полному соблюдению заповедей. Как если бы человек тонул в глубокой реке и вдруг увидел дерево, склонившееся над водой, — сначала он высунет руку из воды и ухватится за одну крепкую ветку, чтобы удержаться на поверхности, а затем уже обхватит ствол и закричит, созывая людей на помощь.
То же самое сделал Хаввакук, когда советовал наибольшее внимание уделить вопросам веры — имеется в виду вера в Б-жественную Тору (ведь человека, не верящего в Б-жественную Тору, не стал бы пророк называть праведником ни в коем случае, а стих говорит: «И праведник верою будет жить»), А на этой вере уже можно основать исполнение всей Торы. Ведь даже если прочесть текст Торы, понимая лишь простой смысл, придет душа в благоговейный восторг! (И я обращаюсь здесь к тем людям, которые говорят, что верят, но при этом почти не тратят сил на исполнение заповедей Торы; и тем более нет у них любви к Торе: из-за многих грехов наших не дают они своим детям изучать Тору. — Прим. сост.)
И вот с чем можно было бы сравнить это. В некоем месте правил великий царь, знаменитый всюду своей мудростью — не было в мире второго такого мудреца! И властвовал он над несколькими провинциями. Однажды поехал он вместе со своими знатными военачальниками и наместниками, а также несколькими тысячами войска в маленький городок. Собрал царь жителей и говорил с ними лицом к лицу, чтобы побудить их сделать что-то для него.
Что сказали бы люди, узнав об этом? Разумеется, вот что: «Раз этот царь превзошел мудростью всех людей, то что можем мы подумать о его решении собрать всех министров и поехать в этот маленький город, чтобы говорить с его жителями о каком-то деле? Пусть мы и не понимаем, чем так уж важно это дело, — но можем быть уверены, что на самом деле это — задача выдающей важности, от которой зависит благополучие всего царства».
И если уж мы сказали бы так даже о земном царе, то уж тем более и в тысячу тысяч раз больше — о Царе царей всех царей, Святом, благословен Он! А в Торе написано прямо, что Он спустился на гору Синай на глазах всего народа. И совершенно не по положению Его спускаться из места обитания святости Его, Седьмого неба, в нижний, материальный, мир (ведь весь этот мир — не больше горчичного зернышка даже в сравнении с миром небесных светил, согласно утверждениям исследователей. — Прим. сост.). И когда Мидраш перечисляет спуск на десять уровней ниже (описанных в Торе ситуаций, когда персонажи оставляли подобающий им уровень. — Прим. тр.), спуск Б-га на гору Синай там тоже упоминается.
Спустившись же, Б-г повелел собрать к Нему весь народ, чтобы говорить с ним, как сказано: «…когда сказал Б-г мне: Собери Мне народ этот, и сообщу Я им слова Мои». И вот явился Он сюда с десятками тысяч ангелов святых и принес свиток Торы, как сказано: «Б-г с Синая пришел (…) и явился с десятками тысяч святых, из правой руки Его — огонь Закона для них». (Дело в том, что в данных тогда Десяти Заповедях заключена вся Тора, как написано в трудах Первых мудрецов наших. — Прим. сост.) И в Псалмах также написано: «Колесница Б-га — тысячи десятков тысяч, с которыми появился Б-г на Синае в святости».
И беседовал Б-г с народом лицом к лицу (если только можно так сказать), согласно свидетельству Торы: «Лицом к лицу говорил Б-г с вами». И он наставлял его в соблюдении Торы, как рассказывается в главах Итро и Ваэтханан. И всего этого удостоились мы лишь в заслугу праотцев наших святых, ибо сказано в Торе: «Вот, Б-гу, Г-споду твоему, принадлежат небеса и небеса небес, земля и все, что на ней; только отцов твоих возжелал Б-г, любя их, и избрал потомство их после них — вас, — из всех народов…» И все это — лишь ради нас (ибо Ему-то все равно, как свидетельствует стих: «Если ты праведен, что ты (этим. — Прим. пер.) дашь Ему? Если же захочешь ты стать злодеем, — чем сможешь ты повредить Ему?»). Писание говорит об этом так: «И повелел нам Б-г исполнять все правила эти, чтобы благо было нам все дни…»
И если вдумается человек во все это и представит себе, как Он Сам взял на Себя труд (если можно так сказать) во всем Почете и грозности своей явиться к нам в наше низкое жилище, в этот мир, чтобы говорить с нами, и что Он Сам принес нам Тору — с какой покорностью и с какой радостью принял бы он Тору Его и сколь охотно стал бы исполнять все сказанное в ней! А если люди поступают наоборот: и сами не обращаются лицом к Торе, и детям своим не дают изучать ее, — какое горькое оскорбление наносят они ей!
Можно сравнить это с тем, как царь вручает своему слуге почетный орден, который к тому же усыпан бриллиантами и стоит несколько тысяч золотых, а слуга отказывается принять его или принимает, но никогда не носит на груди. Разве не наносит он царю оскорбления своим поведением, и если узнает царь об этом, разве не сочтет он этого слугу бунтовщиком? О Торе можно сказать то же самое: ее вручил нам Сам Святой, благословен Он, лично, и драгоценнее она, чем жемчуг! Так что своим поведением эти люди демонстрируют лишь недостаток веры.
И все, что мы сказали, содержится в высказывании из трактата Авот: Сказал рабби Йегошуа бен Леви: «Каждый день с горы Хорев исходит голос, провозглашающий: “Горе людям, нанесшим обиду Торе!”» И непонятно, кто же на самом деле слышал этот голос, и многие комментаторы обсуждают это. Мне же представляется, что этот «голос» есть отзвук того грозного голоса, который звучал, когда на гору Хорев спустился Святой, благословен Он, лично, и заговорил с нами, и даровал нам Тору. И если человек отказывается принять ее в радости и исполнять, тот самый голос как бы объявляет нам: «Горе людям, нанесшим обиду Торе!»
Сказанное нами на самом деле прямо написано в одном из стихов Торы в главе «Ваэтханан»: «Только остерегайся и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыть те вещи, что видели глаза твои, и чтобы не отошли они от твоего сердца все дни жизни твоей; и сообщи их сыновьям твоим и сыновьям сыновей твоих: день, когда стоял ты пред Г-сподом Б-гом твоим в Хореве, когда сказал Б-г мне: “Собери Мне народ этот, и сообщу я им слова Мои”». Смотри, Писание говорит: «…и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыл ты… все дни жизни твоей». Отсюда мы можем заключить, что это — главнейшая основа Служения Б-гу. И именно это имел в виду Талмуд, когда сказал: «Пришел Хаввакук и свел их к одному», то есть к вере в Тору. Будет у человека вера в Тору — с течением времени он непременно начнет исполнять ее всю.
Хомат га-Дат, 12
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»