Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Изучение Торы
«Сын дорогой для меня, Эфраим, если ребенок, приносящий радость; ибо каждый раз, когда Я говорю о нем, Я снова вспоминаю его. Поэтому жалел Я его, и милосердие стану проявлять Я к нему — слово Б-ra». В этом стихе слова «если ребенок» кажутся совершенно непонятными. Попробуем прояснить их притчей.
У одного великого раввина был очень способный ученик, и этот раввин обучал его, пока тот не стал выдающимся знатоком Торы. После этого ученик оставил его и уехал в другой город, в котором учился еще несколько лет, пока не стал разбираться в Талмуде как величайший законоучитель. И через несколько лет случилось так, что встретились они на одном постоялом дворе. Очень обрадовался его наставник и попросил хозяина подать в честь гостящего у него молодого раввина лучшего вина и всяческих деликатесов. Хозяин же удивленно спросил его: «Но ведь принято, чтобы младший годами почитал старшего. Почему же сейчас все наоборот?» Объяснил ему раввин: «Этот молодой человек — мой ученик; основу своих знаний он получил от меня, и именно я превратил его в великого мужа. Поэтому-то я так рад его видеть и поэтому не забуду его до конца своих дней».
То же самое можно сказать и в нашем случае. Когда человек занимается Торой, на самом деле его учитель — Сам Святой, благословен Он, потому что именно Он помогает ему понять слова Торы. Поэтому благословение на Тору, которое мы произносим каждое утро, завершается словами: «Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Свой, Израиль!» И есть еще стих, говорящий: «Я — Г-сподь, обучающий тебя, чтобы помочь тебе» (в этом стихе не сказано: «обучавший»). И более того: сами слова Торы, которые человек произносит, Святой, благословен Он, повторяет в вышнем мире слово в слово. Об этом говорится в трактате Хагига, 15: Говорит Святой, благословен Он: «Что же говорит Мой сын?» Похожий рассказ приводится в трактате Гитин, 6. Там говорится, что рабби Эвьятар и рабби Йонатан поспорили о том, чем на самом деле рассердила своего мужа наложница в Гивье. Потом рабби Эвьятар встретил пророка Элиягу и спросил его: «Чем занят сейчас Святой, благословен Он?» — «Он изучает историю с наложницей в Гивье», — ответил Элиягу. И что же Он говорит о ней (то есть: кто же был прав в моем споре с рабби Йонатаном. — Прим. пер.)Ъ На это Элиягу ответил, что Святой, благословен Он, изучая этот отрывок, говорит: «Йонатан, мой сын, вот что говорит; а Эвьятар, мой сын, вот что говорит. И то, и другое — истина». Здесь подразумевается, что, когда двое этих мудрецов изучали Тору и произносили каждый свое объяснение, Святой, благословен Он, также повторял их объяснения. (Так сказано в книге Нефеш га-Хаим.)
Стих имеет в виду именно это. Он говорит так: «Сын дорогой для меня, Эфраим. Однако в каком случае? Только если это — ребенок, приносящий радость» (речь здесь идет о Торе, которая также названа «радостью», согласно слову Писания: «И буду я радостью каждый день»), то есть если он знает Тору. А если ты спросишь: «А почему говорится именно об изучении Торы? Ведь другие заповеди тоже важны в глазах Б-га благословенного!» — на это отвечает Писание словами: «Ибо каждый раз, когда Я говорю о нем…» Это значит: с того самого момента, когда первый человек, Адам, стал изучать Б-жественную Тору и Б-г в это время как бы учил то же высказывание Торы, Я полюбил его великой любовью, как Своего ученика. Поэтому-то «Я снова вспоминаю его», и поэтому же «жалел Я его, и милосердие стану проявлять Я к нему — слово Б-га». Это означает:
«Я буду помнить его всегда, и милосердие Мое навеки пребудет с ним, что бы ему ни потребовалось».
Хомат га-Дат, 11
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего