4:9 Раби Ишмаэль, его сын, говорит: «Тот, кто бережется от суда, освобождается от вражды, воровства и ложной клятвы. А тот, кто горд в наставлении, — глупец, злодей и гордец».
Здесь, по-видимому, порядок высказываний соответствует порядку смены поколений; поэтому слова раби Ишмаэля, сына раби Йоси, поставлены после слов его отца. Если же ты захочешь найти внутреннюю связь между этими отрывками, тебе нужно будет сказать, что и в случае, о котором говорит раби Ишмаэль, человек позорит Тору, поскольку, определяя и передавая другим ее законы, проявляет надменность. Он хочет показать, что вся Тора ему прекрасно известна, (и создается впечатление), что никакой особой глубины в ней нет. А это — неуважение к Торе! Ведь, на самом деле, слова Торы столь глубоки, что человек никогда не сможет постичь их до конца и ошибка всегда возможна. Поэтому человеку следует воздерживаться от того, чтобы раскрывать другим законы Торы. И нет сомнения, что если человек скажет, что не достиг еще такого уровня, на котором может определять и сообщать другим законы Торы, он тем самым проявит к ней уважение, показав, что ее глубина превышает его способности к постижению. Об этом же говорил царь Давид (Теилим 119): «Пришелец я на земле, не скрывай от меня Своих заповедей». Мидраш (Шохар тов) объясняет этот стих так: Но разве царь Давид был пришельцем?! Вот что он на самом деле хотел сказать: как пришелец ничего не знает о Торе, так и любой человек, хотя глаза его открыты, ничего в ней не понимает. И если даже Давид, царь Израиля, произнесший множество гимнов и восхвалений и все эти главы Теилим, говорит: «Пришелец я и ничего не знаю», — тем более мы! И еще сказано (I Диврей аямим 29:15): «Ибо пришельцы мы, жители, как все наши отцы, ибо тень наших дней на земле…» Это означает, что человек, телесный и ограниченный временем, по отношению к Торе остается пришельцем, ибо Тора есть явление вечного, духовного мира. Постоянные жители — это те, кто жил здесь всегда и всегда остается, а пришелец появился лишь на время. Поэтому, когда временный человек приходит к вечной Торе, он непременно оказывается пришельцем.
Таким образом, ты получил несколько доказательств необходимости понимания человеком того, что на самом деле ничего из Торы он не знает. И нет сомнения, что причина этого незнания — в глубине постигаемого, в бездонности законов Торы. И тем более это относится к человеку, который должен выяснить закон Торы для определенного случая и рассказать о нем другим, или к судье, который должен вынести решение по закону Торы. Мы знаем, что многие великие мудрецы признали (Иерусалимский Талмуд, Санхедрин 1): «Нет того, кто был бы (всегда) мудр в суде». Поэтому тот, кто излишне поспешно определяет закон, несомненно, не проявляет к Торе уважения.
Тот, кто бережется от суда… Здесь возникает такой вопрос. Почему мишна не сказала, что такой человек избегает и нарушения запрета (Дварим 24:17) «Не извращай суда»? Ведь это не то же самое, что обычное воровство — ниже мы будем это объяснять. Дело здесь вот в чем. Иногда человек хочет стать судьей и вершить суд, поскольку «мир стоит на суде». Об этом и говорит мишна, подчеркивая, что такой человек заботится только об одном из трех столпов, на которых покоится мир, а разрушить может все три столпа: суд, истину и мир. Тот же, кто отказывается судить, спасает от разрушения все эти три опоры мира. Ведь воровство (которого он тем самым избегает) — это противоположность справедливому суду, при котором наворованное, наоборот, изымают у вора и отдают хозяину. Иногда судье случается вынести ошибочный приговор, лишить человека его денег, и тогда пострадавший начинает ненавидеть судью — а это противоположность миру и гармонии между людьми. Ложная клятва же — это противоположность истине. Поэтому тот, кто собирается судить, должен понимать, что он собирается поддержать один из столпов мира, а разрушить может сразу все три: ведь иногда суд приводит к результатам, противоположным им всем! Именно поэтому мишна перечислила только эти три опасности, не упомянув запрета «искривлять суд»: ей нужно было только отметить нечто, что противоположно «справедливому суду», и она выбрала воровство. Кроме того, если судья ошибается, то у него нет намерения вынести несправедливый приговор, а значит, нет и нарушения запрета «искривлять суд». Однако запрет воровства нарушен, так как нет различия между укравшим по ошибке или сознательно. А ведь судья иногда, когда проигравшая сторона отказывается платить, забирает деньги своими руками и передает выигравшему дело, а это — настоящее воровство. И то же самое относится к ложной клятве. Судья не нарушил сознательно запрета ложной клятвы (поскольку не мог знать, что ответчик клянется ложно), но сам-то поклявшийся ведь знает, что клятва его ложная! А в трактате Швуот (39б) рассказывается, что перед тем, как в суде прозвучит клятва, собравшиеся там говорят друг другу (Бемидбар 16:26): «Отойдите от шатров этих злодеев!» Талмуд задает на это вопрос: «Можно понять, что тот, кто поклялся ложно, нарушил запрет, — но тот, кто заставил его клясться, в чем виновен? Ответ содержится в барайте, которую передают от имени раби Тарфона: “Клятва Б-гу да будет между ними” (Шмот 22:10) — это означает, что (вина за ложную) клятву падает на обоих». Раши объясняет, в чем же виноват истец. Ему не следовало передавать свое имущество человеку, в надежности которого он не успел увериться. Но, на мой взгляд, в этом объяснении нет необходимости. Наказание за ложную клятву падает ведь и на семью поклявшегося, как отмечает Талмуд там же, а причина этого в том, что семья близка к поклявшемуся, а за ложную клятву страдают все, кто был с ним близок. И то же самое, причем, даже в большей степени, относится и к истцу, поскольку клятва принесена из-за его обращения в суд. Так или иначе, ответственность за ложную клятву падает на всех присутствующих, поэтому им следует разойтись, чтобы не оказаться связанными с поклявшимся и даже не стоять рядом с ним.
Но в еще большей степени все это относится к судье, который даже не может уйти, поскольку клятва должна быть произнесена в его присутствии.
Причина же (того, что все присутствующие виновны и несут наказание) ясна. Мы уже говорили, что через Свое Имя Б-г становится известным всем, а не только тому, кто это Имя произносит. Поэтому перед произнесением клятвы всех призывают выйти, чтобы не слышать осквернения Имени Б-га, Б-же упаси. Если приговор был справедливым, тогда (даже если прозвучит ложная клятва) судья не виноват, поскольку обязан был по закону Торы потребовать клятвы. Однако иногда бывает, что приговор выносится неправильный и клясться обязывают того, кто на самом деле не должен этого делать. Тогда, если этот человек произносит ложную клятву, вина за нее падает и на судью, который вынес постановление не по закону и тем самым стал причиной этой клятвы.
Раши объясняет этот отрывок так: «Тот, кто бережется от суда, — это значит, что человек сразу ищет компромиссное решение и ему не приходится судиться». Мне же представляется, что речь идет о случае, когда в этом же городе есть другой мудрец, более великий, чем первый, а потому первый, взявшись судить, вообще никакой заповеди не исполняет. Поэтому мишна и говорит, что если он бережется от суда, освобождается от вражды и т.д.
А тот, кто горд в наставлении, — глупец, злодей и гордец. Если человек торопится высказать наставление, то есть, ответить на вопрос о законе Торы, — это признак глупости. Если же он обдумывает вопрос и отвечает не торопясь — это, напротив, признак мудрости. Об этом мы говорили выше, обсуждая слова: «Тот, кто много говорит, увеличивает глупость». Само стремление сразу же что-то сказать уже указывает на недостаток мудрости, а способность удержать слова внутри говорит о мудрости. Мидраш (Берешит раба 80), приведя стих (Берешит 34:5) «И молчал Яаков, пока они не вернулись», в объяснение ему приводит другой стих (Мишлей 11:12): «И человек понимающий молчит». Ведь главная черта понимающего человека — это его разум, а способность размышлять подавляет способность говорить, поскольку эта способность относится к материальным явлениям. Выше мы уже подробно говорили о том, что если в человеке развита способность мыслить, она подавляет проявления материальной способности к речи. Поэтому тот, кто горд в наставлении, то есть, торопится ответить на вопрос, выказывает глупость. Кроме того, он злодей, поскольку не боится ошибиться в своем наставлении. И, наконец, он гордец, поскольку, не будь он гордецом, зачем бы ему навлекать на себя беду и торопиться с ответом — даже если он злодей? Им движет именно гордость, желание показать, что вся Тора ему совершенно ясна.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.