Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение к нам самим зависит от того, как мы относимся к Торе. Богачи Вавилона обладали важной заслугой, уважая Тору и поддерживая ее изучение.

4:8 Раби Йоси говорит: «Если человек почитает Тору, люди почитают его самого; если же он позорит Тору, люди позорят его самого».

Связь этой мишны с предыдущей вопросов не вызывает. В предыдущей мишне раби Цадок требовал не делать Тору короной, чтобы возвеличиться с ее помощью, поскольку отнестись так к Торе означает опозорить ее. Поэтому теперь мишна объясняет, что если человек почитает Тору, люди почитают его самого; если же он позорит Тору, люди позорят его самого.

Вот как следует это понимать. Знай, что Тора — это самая суть почета, согласно сказанному (Мишлей 3): «Долгота дней справа от нее, слева же — богатство и почет». И сказано (там же, 3:35): «Почет унаследуют мудрецы». Мидраш (Танхума, Тецаве) говорит об этом так: «Почет унаследуют мудрецы» — это мудрецы Торы. Сказал раби Шимон, сын Пази: В книге Диврей аямим перечисляются все поколения: Адам, Шет, Энош и так далее, до Яабеца, и ни о ком не сказано, что его уважали. Но, дойдя до Яабеца, стих говорит (I Диврей аямим 4:9): «И Яабец был самым уважаемым из своих братьев», — поскольку занимался Торой. Вот как воплощается стих «Почет унаследуют мудрецы». (А с другой стороны) когда человек вступает с чем-то в связь, объединяется с чем-то, в него проникает некоторая часть того, с чем он объединился. Тора же, как мы уже сказали, — это и есть почет в самой своей сути. И когда человек воздает уважение Торе, он и сам обретает уважение, так как объединился с тем, в чем воплощен почет.

И уважение к Торе отличается в этом отношении от уважения, оказываемого другим людям. Ведь, уважая товарища, человек не объединяется с почетом, поскольку человек сути почета не воплощает. Но, с другой стороны, если человек изучает Тору, он объединяется с нею, но не в ее аспекте почета. Объединиться с почетом Торы — это значит почитать ее, оказывать ей уважение; именно в этом случае люди почитают его самого.

И то же самое происходит в противоположном случае, когда человек позорит Тору. Такое отношение — противоположность уважению, и понятно, что такой человек никакого уважения обрести не может, и люди позорят его самого.

Общее правило звучит так: тот, кто объединяется с почетом, удостаивается почета; а кто ведет себя противоположным образом, отдаляется от почета.

Здесь у тебя может возникнуть вопрос. Получается, что если человек гонится за почетом, то непременно должен получить его! Но на самом деле ясно, почему это не так. Ведь тот, кто стремится за почетом, вовсе не объединяется с ним: наоборот, он отталкивает его от себя, хотя и желает обрести его. И здесь не место вдаваться в подробности.

Раши объясняет эту мишну так: «Почитает Тору — значит: ставит свиток Торы в святое место». И я не понимаю, почему объяснение этого понятия здесь должно отличаться от того, которое используется в главе «Все Писания…» (Шабат 119а). Там говорится: «Какой заслугой обладают богачи Вавилона? Они почитают Тору». И там, разумеется, не имеется в виду, что они ставят свиток Торы в определенное место, потому что иначе стало бы непонятным продолжение: «А какой заслугой обладают жители других стран?» Ведь нет никакой причины, по которой они тоже не могли бы оставлять свиток Торы только в святом месте!

На самом деле Талмуд имеет в виду, что ни в одной другой стране, кроме Вавилона, не было мудрецов Торы, которых можно было бы почитать (оказывая тем самым уважение Торе). Поэтому Талмуд и задает вопрос: каким образом в других странах можно выразить уважение к Торе? Возможно, впрочем, что Раши хотел здесь подчеркнуть, что даже если человек проявляет уважение к Торе только тем, что кладет свиток каждый раз в святое место, он уже рассматривается как уважающий Тору, — и тем более тот, кто выказывает уважение мудрецам. Это прямо говорится в трактате Макот (22б): «Как глупы те люди, которые приветствуют вставанием вносимый свиток Торы, но не приветствуют вставанием мудреца Торы».

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.