Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Мудрецы, Свиток Торы, Пиркей Авот, Маараль, Уважение
4:8 Раби Йоси говорит: «Если человек почитает Тору, люди почитают его самого; если же он позорит Тору, люди позорят его самого».
Связь этой мишны с предыдущей вопросов не вызывает. В предыдущей мишне раби Цадок требовал не делать Тору короной, чтобы возвеличиться с ее помощью, поскольку отнестись так к Торе означает опозорить ее. Поэтому теперь мишна объясняет, что если человек почитает Тору, люди почитают его самого; если же он позорит Тору, люди позорят его самого.
Вот как следует это понимать. Знай, что Тора — это самая суть почета, согласно сказанному (Мишлей 3): «Долгота дней справа от нее, слева же — богатство и почет». И сказано (там же, 3:35): «Почет унаследуют мудрецы». Мидраш (Танхума, Тецаве) говорит об этом так: «Почет унаследуют мудрецы» — это мудрецы Торы. Сказал раби Шимон, сын Пази: В книге Диврей аямим перечисляются все поколения: Адам, Шет, Энош и так далее, до Яабеца, и ни о ком не сказано, что его уважали. Но, дойдя до Яабеца, стих говорит (I Диврей аямим 4:9): «И Яабец был самым уважаемым из своих братьев», — поскольку занимался Торой. Вот как воплощается стих «Почет унаследуют мудрецы». (А с другой стороны) когда человек вступает с чем-то в связь, объединяется с чем-то, в него проникает некоторая часть того, с чем он объединился. Тора же, как мы уже сказали, — это и есть почет в самой своей сути. И когда человек воздает уважение Торе, он и сам обретает уважение, так как объединился с тем, в чем воплощен почет.
И уважение к Торе отличается в этом отношении от уважения, оказываемого другим людям. Ведь, уважая товарища, человек не объединяется с почетом, поскольку человек сути почета не воплощает. Но, с другой стороны, если человек изучает Тору, он объединяется с нею, но не в ее аспекте почета. Объединиться с почетом Торы — это значит почитать ее, оказывать ей уважение; именно в этом случае люди почитают его самого.
И то же самое происходит в противоположном случае, когда человек позорит Тору. Такое отношение — противоположность уважению, и понятно, что такой человек никакого уважения обрести не может, и люди позорят его самого.
Общее правило звучит так: тот, кто объединяется с почетом, удостаивается почета; а кто ведет себя противоположным образом, отдаляется от почета.
Здесь у тебя может возникнуть вопрос. Получается, что если человек гонится за почетом, то непременно должен получить его! Но на самом деле ясно, почему это не так. Ведь тот, кто стремится за почетом, вовсе не объединяется с ним: наоборот, он отталкивает его от себя, хотя и желает обрести его. И здесь не место вдаваться в подробности.
Раши объясняет эту мишну так: «Почитает Тору — значит: ставит свиток Торы в святое место». И я не понимаю, почему объяснение этого понятия здесь должно отличаться от того, которое используется в главе «Все Писания…» (Шабат 119а). Там говорится: «Какой заслугой обладают богачи Вавилона? Они почитают Тору». И там, разумеется, не имеется в виду, что они ставят свиток Торы в определенное место, потому что иначе стало бы непонятным продолжение: «А какой заслугой обладают жители других стран?» Ведь нет никакой причины, по которой они тоже не могли бы оставлять свиток Торы только в святом месте!
На самом деле Талмуд имеет в виду, что ни в одной другой стране, кроме Вавилона, не было мудрецов Торы, которых можно было бы почитать (оказывая тем самым уважение Торе). Поэтому Талмуд и задает вопрос: каким образом в других странах можно выразить уважение к Торе? Возможно, впрочем, что Раши хотел здесь подчеркнуть, что даже если человек проявляет уважение к Торе только тем, что кладет свиток каждый раз в святое место, он уже рассматривается как уважающий Тору, — и тем более тот, кто выказывает уважение мудрецам. Это прямо говорится в трактате Макот (22б): «Как глупы те люди, которые приветствуют вставанием вносимый свиток Торы, но не приветствуют вставанием мудреца Торы».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»