Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Судья, Пиркей Авот, Суд, Маараль
4:10 Он же говорил: «Не суди в одиночку, ибо в одиночку судит только Один. И не говори: “Примите мое мнение”, — ибо они имеют на это право, но не ты».
Возникает вопрос. Нужно было сказать прямо: «Ибо в одиночку судит только Б-г»! Почему мишна сказала вместо этого, что в одиночку судит только Один?
Это наставление продолжает тему предыдущего и говорит, что человек не должен быть гордым в наставлении, то есть, не должен судить и определять закон Торы в одиночку.
А слова о том, что в одиночку судит только Один, означают, что, поскольку Б-г один, Ему подобает судить в одиночку. Но человек не должен судить в одиночку, потому что он не является единственным в мире.
На это ты можешь задать такой вопрос. Почему бы тогда не сказать, что человек не может и изучать Тору в одиночку, по той же причине — поскольку это может делать только Б-г?! И вообще получается, что человек ничего не может делать один! Ответ состоит в том, что суд существенно отличается от всех других дел. Суд — это установление справедливости, поэтому заниматься им должен только тот, кто, безусловно, в состоянии найти справедливое решение. А сделать это в одиночку может только Единственный. Человек же, не являющийся единственным, не должен искать решения в одиночку, именно потому, что в суде обязан непременно поступить по справедливости. Так что ни к чему другому, кроме суда, это рассуждение не относится.
И еще тебе следует знать, что судья тоже называется словом, означающим Б-га, например, в стихе (Дварим 1): «Ибо суд принадлежит Б-гу». Поэтому судье не следует судить в одиночку, ведь может создаться впечатление, что он желает полностью уподобиться Б-гу. Если он называется словом «Б-г», да еще и судит в одиночку, получается, что он полностью воплощает в себе Б-жественные качества, то есть, является настолько же единым, насколько един Б-г. Поэтому судить в одиночку подобает только Тому, Кто на самом деле един, но не человеку.
Когда ты станешь еще более мудрым, поймешь, почему мишна говорит, что в одиночку судит только Один. Тебе следует знать, что судья отделен от тех, кого судит, — в противном случае он не годился бы в судьи. Кроме того, как мы сказали, он называется «Б-гом», и это название относится к тому, кто действует в одиночку, — поэтому в рассказе о сотворении мира все время используется имя «Б-г». Когда некто действует в одиночку, его деятельность направлена на других, а не на него самого. Поэтому мишна здесь и говорит, что в одиночку судит только Один. Именно то, что Б-г един, дает Ему возможность судить в одиночку: Он отделен от всех творений и не берет никого из них Себе в партнеры. Будь это не так, Он не был бы единым, Б-же упаси! И то, что Он отделен от всех, само по себе уже означает, что Он судит всех в одиночку: ведь судить другого, как мы уже знаем, может только тот, кто от него отделен! И мы уже во многих местах разъясняли, что именно по этой причине Тора объявила, что родственники человека не могут быть ему судьями: ведь от своих родственников человек не может отделиться! Таким образом, Б-г способен быть судьей, поскольку Он един; человек же, принципиально не являющийся единым (и существующий в мире не в одиночку), не имеет права судить в одиночку. Ведь, пока он один, он не может отделиться от других людей, поскольку (Коэлет 4) «двое лучше, чем один, а тройная нить не скоро порвется». Таким образом, ни один человек, ни двое не могут стать полностью отделенными от остальных — это доступно только троим. А значит, и судить не могут ни один, ни двое. Ведь те, кого судят, — это тоже люди, и у одиночки непременно возникает связь с ними. Трое же в состоянии отделиться от всех остальных.
И это объяснение совершенно ясно тому, кто способен постичь слова мудрости.
В трактате Санхедрин (5а) говорится, что если человек доказал свою исключительную мудрость как судья, он имеет право судить и в одиночку. Это утверждение (не только не противоречит нашему объяснению, но, напротив) доказывает его. Такой человек имеет право судить только потому, что его разум достиг совершенной духовности, и отныне он не объединяется с другими людьми (даже будучи один). Но, тем не менее, даже такой человек отделен от остальных не в силу своей природы, а лишь из-за высокого уровня разума; поэтому для него неэтично пользоваться своим правом судить в одиночку, а следует проявить большую праведность, чем необходимо по закону (и пригласить двоих других людей быть судьями вместе с ним). Об этом говорит Талмуд (Бава кама 30а): «Тот, кто хочет стать праведником, должен исполнять требования трактата Авот».
Таким образом, тебе стал понятен смысл фразы ибо в одиночку судит только Один.
И не говори: «Примите мое мнение», — ибо они имеют на это право, но не ты. По-видимому, эта фраза обращена уже не к судье. Ведь ему нет никакой надобности требовать от тяжущихся принять его мнение — они и так обязаны это сделать (то есть, подчиниться приговору суда)! Кроме того, как тогда понять слова они имеют на это право? Ведь «тот, у кого суд забрал (последнюю) нательную рубаху, должен уйти из зала суда с радостной песней» (Санхедрин 7а)! (Ведь у него не отняли ничего принадлежащего ему, а лишь забрали украденное, а значит, освободили и от наказания — так это место трактует Раши).
Мишна здесь обращается к любому человеку, который разговаривает с другими и что-то им советует. Он не должен требовать и настаивать, чтобы собеседники приняли его совет. То есть, мишна утверждает, что невежливо и неэтично требовать, чтобы твой совет приняли: они имеют право сделать это добровольно, но не ты (их заставить). И это наставление продолжает тему предыдущего, в котором сказано, что человек не должен судить в одиночку, то есть, навязывать спорящим свое мнение, так как это позволено только единому Б-гу. Так и с советом: невежливо настаивать на том, чтобы люди его приняли. Они сами имеют право его принять, но ты не должен заставлять их, то есть, гневаться, если они откажутся это сделать, — это против правил поведения.
Можно, однако, понять эту фразу и как обращение к судье. Когда он видит, что спорящие не готовы принять его решение и думают, что он изначально решил оправдать одного из них и осудить другого, он не должен говорить им: «Примите мое мнение, поскольку я рассудил справедливо!» Если он видит, что проигравший подозревает его в пристрастности, ему следует объяснить свою точку зрения, чтобы обе стороны поняли, на чем она основана. Тогда слова ибо они имеют право, но не ты следует понимать так: тяжущиеся имеют право принимать или не принимать мнение судьи, хотя и не имеют права оспаривать постановления суда. Они должны сами принять приговор, а ты, то есть, судья, не имеешь права заставлять их.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.