Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Провидение, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Вот объяснение злого начала, говорящего человеку: «Ты не обязан изучать Тору, ты ведь так занят всеми своими делами!» Оно в корне ошибочно. Какой пример можно было бы здесь привести?
Представьте себе, как царские стражники обходят город в поисках места, в котором царский министр смог бы провести несколько дней. И, как вы знаете, принято, чтобы сначала стражники нашли для каждого министра подходящее помещение в доме у кого-то из жителей города, а затем каждый министр уже сам приходит на выбранное для него место. И однажды случилось так, что, когда царский приближенный пришел в указанный ему дом, хозяин спросил его: «Зачем вы сюда пришли? Тот стражник, который указал вам мой дом, поступил совершенно неразумно и несправедливо!» На это министр возразил: «Ты можешь быть совершенно уверен, что когда мы отбираем стражников на эту должность, то берем лишь тех, кто отличается смышленостью и праведностью. Если в каком-то доме шесть комнат, для царских нужд будет отведена лишь одна; если же у него вдвое больше, стражник назначит две. Так что, если царский слуга установил, что я буду жить у тебя, — так на самом деле и должно быть».
А теперь смотрите: даже человек со своим несовершенным разумом, когда определяет дом для постоя, делает это справедливо, выдает расписки и ни одной комнаты не заберет беззаконно. Но тогда тем более, и в тысячу тысяч раз больше, и даже никакого сравнения не может быть — Царь царей всех царей, Святой, благословен Он, источник всей мудрости, всего понимания и всей справедливости, перед Которым открыто все будущее и Который в точности знает, чем и кто из людей должен заниматься! Если мы видим, что Он даровал кому-то из людей разум, достаточный для того, чтобы превосходно изучить Мишну или Талмуд или стать специалистом в постановлениях законоучителей — а способности Он даровал каждому свои, — неужели Он не был уверен, что человек сможет при желании совершить все это, несмотря на все его дела, столь утруждающие его и съедающие все его время? Неужели Он не предусмотрел для этого человека возможности немного облегчить себе ношу забот этого мира? Зачем тогда Он поместил столь мощный разум в столь неподходящее место? Для коммерции, как мы все видим своими глазами, никакой особенный разум не нужен: все зависит от посылаемой Б-гом удачи, как сказано в Писании: «…и не у мудрых хлеб…» Поэтому можно быть совершенно уверенным, что если такой разум оказался именно здесь, то лишь для какой-то специальной цели, которую Он также определил.
И об этом говорит Мидраш на стих: «И стану Я упрекать тебя, и раскрою ценность твою перед тобою». Мидраш понимает стих так: в будущем Святой, благословен Он, станет упрекать каждого согласно его положению, то есть станет требовать от каждого, чтобы его познания в Торе и соблюдение заповедей соответствовали силе его разума, посланного ему небесами. Так что вполне может оказаться, что простому человеку будет дарована большая награда, чем мудрецу: ведь от простеца не требуют большего, чем способен постичь его слабый рассудок; у мудреца же, однако, могут обнаружиться многие и многие недостатки — ведь ступень, на которой он стоит, гораздо выше.
Шем Олам, 6
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.