Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Героями своего поколения были рав Яаков Эмден и рав Йонанат Эйбишиц. Несмотря на споры между ними, они запомнились народу как величайшие мудрецы.

Но главную битву рава Яков Эмден вел против одного из величайших раввинов и ученых своего времени, рава Ионатана Эйбишица. Крупный комментатор Талмуда и сводов еврейского закона, рав Йонатан был знаменит своей мудростью и знанием Торы. В 1711 году он переехал в Мец, в провинции Эльзаса, а через десять лет стал раввином родного города рава Якова Эмдена, вокруг которого объединялись три общины: Альтоны, Гамбурга и Вандсбека (акроним Аху).

Рав Йонатан был известен не только интеллектуальными достижениями, но и активностью в кабале. Особенно тем, что раздавал амулеты, которые хотели получить очень многие. Эта деятельность вызвала гнев рава Якова Эмдена. В 1751 году он нашел амулет, который приписывали раву Йонатану, и обнаружил там то, что посчитал хвалебным отзывом об изменнике веры, лжемессии Шабтае Цви. Рав Яков тут же призвал исключить из общины автора амулета, не называя, однако, имени рава Эйбишица. Еврейская общика Альтоны раскололась, защищая и осуждая своего раввина. Но лидеры общины выступили в поддержку рава Йонатана, закрыли синагогу и печатный станок рава Якова и вынудили его начать оборону.

Рав Йонатан привлек на свою сторону учеников и коллег. Его защищали такие выдающиеся люди как рав Йехезкель Ландау (автор Нода бейегуда) из Праги, и раби Элияу, Гаон из Вильны. Но рав Яков Эмден продолжал нападать и на свою сторону привлек раввинов Франкфурта на Майне и Эльзаса. Однако его заставили покинуть его дом в Альтоне, и он переселился в Амстердам. Сражение между ними было таким яростным и публичным, что привлекло внимание императора Фридриха из Дании, в юрисдикции которого находился город Альтона. Император «решил»1, что обвинения рава Якова справедливы, и снял рава Йонатана с его поста. Но дело снова представили перед императором, в 1756 году рав Ионатан вернулся на свой пост, и диспут завершился.

Традиционные евреи наблюдали трагический спор с печальным пониманием. Невиновность раби Эйбишица была установлена2, его великие работы по Талмуду и еврейскому закону изучают и высоко ценят до сих пор. И раву Якову Эмдену простили яростную полемику. Его значительные труды, респонсы3 в разных сферах закона, комментарии к молитвам, заметки к Талмуду, вызывали восхищение современников и потомков. Всю жизнь он страдал от болезней и боли, а трагедия смерти его близких родственников не преставала терзать его душу. Он и рав Ионатан, оба искали истину и боролись за нее со всей силой своих талантов. Оба старались восстановить народ Израиля после паралича Шабтая Цви. Оба были героями и жертвами своего времени и предшествующих исторических событий.

Один из великих людей в еврейском мире писал через 175 лет после их спора: «Если бы этот спор остался внутри руководства еврейского народа, несомненно, оба великих противника разрешили бы его сами. Но, к сожалению, в это вмешались посторонние группы и раздули его».

Рав Яков Эмден умер в 1776 году в пятницу, и в течение нескольких часов был похоронен на еврейском кладбище в Гамбурге. Его надо было похоронить быстро, до наступления субботы, поэтому его положили в уже отрытую могилу недалеко от места последнего покоя рава Ионатана Эйбишица. Те, кто казались столь разделенными в течение жизни, объединились посмертно в бессмертии.5 Но борьба по поводу лжемессии не закончилась.

1 Ходили слухи о том, что на решение императора повлияла крупная взятка и другие влияния.

2 Предрасположенность против всех традиционных раввинов и раввинистической мысли у таких светских ученых как Грец, а в более позднее время Гершома Шолема, очевидна в их обвинениях рава Йонатана в том, что он был скрытым сторонником Шабтая Цви, хотя все известные источники говорят обратное.

3 Респонса — законодательный ответ.

4 Есть хасидская традиция, согласно которой в последние моменты жизни рав Яков приветствовал явившееся ему видение рава Йонатана, умершего в 1764 году. Исходя из этого, рав Йехезкель Ландау (в Нода беЙегуда), который был в Альтоне в то время, заключил, что рава Якова можно хоронить в одном ряду с равом Йонатаном, хотя это противоречило местному обычаю, основанному на соответствующей проповеди рава Йегуды аХасида о похоронах «врагов». Цунц, Гдулат Йонатан, Израиль 1968.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»