Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Шабтай Цви, Богдан Хмельницкий, Еврейская история, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы
В 1654 году Хмельницкий обратился к русскому царю за помощью в его восстании против поляков, дав согласие на то, что казаки перейдут под управление России, но казачье государство получит значительную автономию. Однако он оказался ненадежным вассалом, и, когда позднее в том же году русские наводнили Польшу, он не пошел вместе с ними, а стал искать альянса со Швецией, которая тогда контролировала значительные территории в Польше и Пруссии и держала армию в Польше. Объединившись со шведами, Хмельницкий рассчитывал на большую независимость для казачьего войска, которая дала бы ему возможность нанести сокрушительные удары его врагу Польше и его союзнику России. Переговоры со Швецией затянулись, и до их окончания в августе 1657 года Хмельницкий умер. Вскоре после этого Польша и Россия уладили противоречия, и Россия получила большее влияние на земли к западу от Днепра. Через пятнадцать лет после своего начала казачье восстание закончилось: погибли сотни тысяч людей, но ни одной из целей казаки не достигли. Величественная статуя героя Богдана Хмельницкого стоит сегодня в Киеве как монумент одному из самых кровавых мясников человечества.32 И, как часто бывает в истории, палач одних — герой для других.
К 1655 году еврейская жизнь в Польше стала нормализоваться. Погромы происходили реже, были уже не такими кровавыми, еврейские беженцы возвращались в свои жилища. Началось болезненное восстановление общин, снова открывались талмудические академии, похоронили мертвых, а живые как-то приспосабливались к жестокому миру. Но жизнь восточноевропейского еврейства не могла оставаться прежней. Шрамы событий этих двух страшных лет не заросли и спустя триста лет, когда евреи встретились с Окончательным Решением еврейского вопроса. Tax ветат был ужасным водоразделом еврейской истории Восточной Европы. Теперь евреи знали: плохое может стать еще хуже. Выживание — не простая задача в Восточной Европе. Такой урок нелегко забыть.
32 Но почти полвека в Киеве не было монумента, посвященного тридцати пяти тысячам евреев, погубленным нацистами в Бабьем Яру. Статуи обычно ставят убийцам, а не жертвам.
Неисполненные ожидания ведут к глубокому разочарованию. Многие евреи ждали, что 1648 год станет началом мессианской эпохи. А он принес пламя пожарищ и агонию. И в Смирне (Турция) в этот год открылся «Мессия»1, вызвал надежды на освобождение, а они оказались ложными. Много лет европейское еврейство приходило в себя после погромов Хмельницкого в 1648—1649 годах. И много лет нужно было, чтобы развенчать лжемессию и преодолеть его влияние. Разочарование от самообмана еврейский народ переживал еще долго, поэтому последующие претензии на мессианство обычно встречали сомнением и молчанием. Кто обжегся молоком, дует на воду. Никогда больше Израиль не примет такие заявления за чистую монету.
Факты истории ясны и печальны. Шабтай Цви, как говорили, родился девятого ава,2 в самый мрачный день еврейского календаря, когда были разрушены оба Храма, и произошло много других трагедий. Его родители из Греции были, возможно, потомками испанских изгнанников. Семья не отличалась ни ученостью, ни социальным положением, но его отец со временем стал преуспевать как агент нескольких европейских торговцев.
Молодой человек получил классическое еврейское образование. Обладая хорошим природным умом и упорством, он, как говорят, еще не достигнув двадцати лет, удостоился звания хахама (раввинский титул у сефардских евреев), и был хорошо принят в местных ученых кругах. Хотя кабалой обычно принято заниматься в более зрелом возрасте, он углубился в ее тайны рано, основываясь главным образом, на классическом труде Зоар, а не более современном учении Лурии,3 и приобрел репутацию серьезного талмудического ученого и вдохновенного кабалиста. Кроме того, он начал практиковать аскетические методики: самобичевание, полную изоляцию от людей на длительные периоды времени, бесчисленные погружения в миквэ (ритуальный бассейн для очищения), и другие формы поведения, которые его близкие сначала рассматривали просто как странные, затем как странно святые, и, наконец, совершенно благочестивые, почти божественные.
Харизма юного Шабтая была очевидной, затмевая его слабости и вызывая необычное восхищение. Хотя все знали о его странном поведении, к нему относились с уважением, а затем с трепетом, почтением и страхом. К двадцати двум годам он уже был дважды женат, но оба брака очень скоро закончились, поскольку не завершились супружеской близостью.4 Кроме того, как ясно из описаний его современников, он всю жизнь страдал классическим маниакально-депрессивным психозом. Хотя эта болезнь проливает свет на его будущее поведение, но его харизмы, проницательности и обаяния было достаточно, чтобы убедить значительную часть еврейского мира в том, что его болезнь была пророческим даром.5
В 1648 году у Шабтая впервые проявилась мания мессианства. Ужасы, которые перенесло польское еврейство, и мессианские чаяния, которые возлагали на этот год, видимо, породили эту иллюзию в его сознании. В один из маниакальных моментов у него было видение о том, что он Машиах, который спасет Израиль. Он рассказал свой сон близким родственникам и друзьям, но они охладили его пыл. В 1650 году он чуть не утонул, купаясь в Смирне, и провозгласил, что его спасение было чудесным. Потом он стал заявлять, что на него напали собаки, волки и змеи, и всегда он чудесно их побеждал. В 1651 году его поведение и дикие заявления достигли ушей раввинских авторитетов Смирны. Они пригрозили ему отлучением, но Шабтай публично их высмеял. Тогда они изгнали его из общины, дав хорошую взбучку.
Следующие семь лет Шабтай странствовал по крупным еврейским общинам Греции, Албании и Турции. Его обаяние и ученость ему помогали, у него везде появлялось много друзей. Но потом проявлялись странности его поведения, и его изгоняли из многих общин, иногда дело доходило даже до боли и унижения публичных порок. В этот период Шабтай стал при людях нарушать многие основные еврейские законы и вел себя оскорбительно по отношению к святости свитков Торы. В 1658 году Шабтай приехал в Константинополь, где сразу вызвал возмущение местного раввината, который издал указ о его отлучении. Тогда он вернулся в свой дом в Смирне, где оставался ряд лет. Оттуда распространились его мессианские претензии, и родилась «новая вера».
1 Мессия, на иврите Машиах, великий праведник, потомок царя Давида по мужской линии, будет признан крупнейшими раввинами и народом и коронован на царство. Он соберет рассеянный народ в Израиле, освободит землю от врагов, победит во всех войнах и приведет евреев к исправлению и окончательному освобождению, как учат мудрецы и Рамбам. Отсутствие любого из этих качеств, при наличии претензий, указывает на лжемессию, которым оказался и Шабтай.-Г.С.
2 Истина это или легенда, неизвестно. Его последователи, зная, что Мидраш (мудрецы) говорит о рождении Машиаха 9 ава, могли приписать ему задним числом эту дату рождения.
3 Раби Ицхак Луриа — прозванный Аризаль — творил в Цфате (Израиль) в 16 веке.
4 Смотри Зот Тора аканут, раби Яакова Эмдена, Альтона, 1752, цитируя собрание Лейба бен Ойзера на идиш.
5 В еврейской традиции говорится, что «когда пророчество было взято у пророков (после разрушения Второго Храма — Г.С.), оно было передано сумасшедшим» (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 126). Его последователи, однако, считали его не безумцем, а настоящим пророком.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»