Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Случайные знакомые

Шабтай Цви не мог один ввести в заблуждение множество людей. Ему содействовала в этом странная личность, которые иногда появляются на сцене истории и, несмотря на свой лунатизм, влияют на мир и поражают его, внушая ему веру в реальность нового феномена.

Таким человеком был Натан из Газы, который стал «пророком» нового мессианского движения. В 1658 году Шабтай открыл новую веру, основанную на его мессианских претензиях. В 1662 году он уехал из Смирны, отправился в Египет, а оттуда пошел в Святую Землю. В 1663 году он жил в Иерусалиме. Там его встретил Натан, молодой человек, еще не достигший тридцати лет, и Шабтай объявил ему, что он Машиах. В 1665 году у Натана было первое и самое сильное «пророчество»:

«…Я устроил длительный пост перед постом Пурима. Заперся в отдельной комнате в святости и чистоте и читал покаянные молитвы траурной службы, обливаясь обильными слезами. И тут сошел на меня дух, волосы у меня встали дыбом, колени задрожали, я видел меркаву6и видения Бога весь день и всю ночь, и даровано мне было истинное пророчество, как любому другому пророку. Говорил со мной голос и начал словами: “Так говорит Г-сподь”. И с глубокой ясностью сердце мое восприняло, к кому обращено пророчество (к Шабтаю Цви)»7.

Натан, который несмотря на молодость был известен своим талантом талмудиста и кабалиста, теперь потратил несколько месяцев, убеждая Шабтая Цви в том, что он действительно мессия. Летом 1665 года Натан и Шабтай уже были крепко связаны, и в праздник Шавуот того года Натан торжественно объявил на собрании в Газе о том, что Шабтай — Машиах. Вначале Шабтай вел себя скромно, но потом воспринял роль лидера и спасителя, публично заявил о своей «истинной» мессианской природе и начал выступать по поводу соблюдения и ритуалов традиционного иудаизма.

Известие о том, что он провозгласил мессианское царство, распространилось в Израиле, и он возвратился с триумфом в Иерусалим. Раввины, которые прежде выступали против него и высмеивали его, теперь не могли его критиковать, потому что массы сделали из него идола. Натан убедительно объяснял все несоответствия и отклонения в поведении Шабтая и создал теологию движения, «доказывая» ссылками на Писания и традицию, что Шабтай — истинный мессия. За этим последовала волна вымышленных исцелений, чудес и «сверхъестественных событий». Все удавалось. Казалось, наступает предсказанная мессианская эпоха.

Слава Шабтая разлеталась по миру. Первыми под его знамена встали евреи Средиземноморья: Греции, Италии, Сирии, Египта и Турции. Они стали распродавать имущество, чтобы переехать на Святую Землю, в возрожденный Израиль. Скоро хорошие новости докатились до Западной Европы. Дикие слухи о приходе мессии достигли и Амстердама, в них поверили и евреи и неевреи. Богатые, умудренные, интеллектуальные еврейские общины Амстердама, Гамбурга, Альтоны и Франкфурта на Майне тоже пали жертвами истерии. Осторожность воспринималась как неверие, недоверчивых позорили и наказывали. Стали фундаментально менять литургию и религиозную практику, потому что пришел мессия Шабтай Цви.9 Несмотря на личные отклонения Шабтая и его ереси, многие религиозные лидеры поддержали его движение, потому что видели в этом способ вернуть отдалившихся евреев к соблюдению и знанию своей веры.10

Редко кто осознавал эту трагедию и пытался предотвратить ее. Среди крупнейших оппонентов новоявленного мессии был рав Яаков Саспортас из Амстердама. Его заботило происходящее, и он выступал против Шабтая, Натана и их последователей. Изгнанный из своего дома за оппозицию Шабтаю, он продолжал борьбу и призывал тех, кто испытывал сомнения, публично поставить под вопрос подлинность этого мессианства. Но, в общем, это был глас вопиющего в пустыне. Евреи в западной Европе тоже стали распродавать дома и бизнесы. Они нанимали корабли, готовясь к переезду в Святую землю, начинали каяться и угрожали нееврейским соседям, что скоро с ними рассчитаются за все причиненные беды.

6 Талмудический и кабалистический термин, описывает небесное воинство и трон Творца, как в видении Йехезкеля, в первой главе его пророчества.

7 Это цитирует Гершом Шолем в своей книге Шабтай Цви: мистический мессия, стр. 204. Шолем обычно очень предрасположен против раввинов и традиционного иудаизма, что окрашивает его сочинения. См. гл. 3, примечания.

8 Странная женитьба Шабтая в 1655 году на таинственной «царице Саре», связанная с ее изменой бывшему супругу, была лишь одной из проблем Натана.

9 Еще много поколений после этого в шабат коэны произносили бла — гословения в Испано-Португальской синагоге Амстердама. Это нововведение было принято во время Шабтая Цви.

10 Например, рав Яаков Саспортас, Цицат новел Цви, смотри его критику этой недальновидной политики.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.