Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора приводит это родословие, чтобы рассказать нам, к каким именно народам относится запрет из Торы: «Не гнушайся эдомитянином, потому что он твой брат». Под эдомитянами здесь понимаются все потомки Эсава, кроме Амалека. Он, казалось бы, тоже потомок Эсава — сын Элифаза от его наложницы Тимны, так что к нему через Элифаза тоже должна была бы относиться заповедь «Не гнушайся эдомитянином». Но поскольку он решил сделать евреям зло без всякой причины, Б-г дал особое повеление стереть его имя — мы еще будем это разъяснять.

Кроме того, у Торы была еще одна причина перечислить потомков Эсава. Она хотела показать, что двенадцать потомков Яакова «все святы, и Б-г среди них», а среди потомков Эсава большинство были мамзерами[1]. Так, Ооливама, дочь Аны, дочь Цивона, была мамзерет, так как Цивон согрешил со своей невесткой, женой Аны, и от этой связи и родилась Ооливама. И Корах был мамзером, и Тимна тоже, и это наши мудрецы доказывают на основе стихов Торы.

Кроме того, Тора рассказывает нам, какого почета и величия достигли потомки Эсава из-за того, что были детьми Ицхака и потомками Авраама. Ради этого Писание перечисляет предводителей народа Эсава в земле Эдом, причем, само это слово «предводители» указывает на их величие, господствующее положение и власть, которой они обладали.

Но когда Эсав пришел в эту землю, там уже были свои великие люди из потомков хорийца Сеира, который стал прародителем одного из древних народов, а сыновья Эсава силой подчинили их себе, исполняя сказанное их отцу: «И своим мечом ты будешь жить». Поэтому Писание перечисляет и их тоже, и тоже указывает на больше количество мамзеров среди них, рассказав, что они даже разные виды животных намеренно скрещивали между собой! Более того, Тора отмечает, что они делали это «в пустыне, когда пасли ослов». Они поняли, что ослы похожи на лошадей и есть возможность добиться от них потомства, и так и получилось. Обычно ведь так не бывает: самки рождают детенышей только от самцов своего вида. Но дело в том, что эти люди настолько пропитались собственной неразборчивостью в связях, что и среди животных умели определить тех, кто склонен к тому же.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа (37:34—35)

Столь глубокий и несоразмерный траур Яакова достоин большого удивления. Но на самом деле у него были веские причины.

Б-г устроил все дела наших троих праотцев и глав двенадцати колен таким образом, что все происходящее с ними являлось символическим обозначением основных законов высшего, Небесного мира. Авраам явился в этом мире символом высочайшей сферы, самой первой и объемлющей все остальные. Эта сфера характеризуется мощным вращательным движением с востока на запад, а причиной этого движения, согласно истинному знанию, служит только воля благословенного Б-га. Так же и Авраама привела в движение непосредственно Б-жественная воля, когда Б-г сказал ему: «Иди себе из своей земли и из своей родины, и из дома своего отца»; — а затем ему было сказано: «Ходи передо Мной и будь совершенным». Поэтому и пророк говорит об Аврааме: «Кто побудил от востока (того, который) правду призвал в спутники себе?»

И эта верхняя сфера не только вращается сама, но и поворачивает все остальные небесные сферы, которые, не будь ее, двигались бы по-другому. Так же и Авраам заставил двигаться все человечество и направил его по пути святости. А если бы он оставил их делать то, что им самим кажется верным, они пошли бы в неправильном направлении.

В верхнем мире имеется духовная сущность, представляющая собой еще одну сферу, которая служит основанием для двенадцати созвездий и в своем бесконечном кружении обходит весь мир. Так от праотца Авраама произошел Яаков, а от него — двенадцать колен, построившие народ Израиля. Поэтому и Йосеф в своем сне увидел, как солнце, луна и одиннадцать звезд кланяются ему: ведь двенадцать колен как раз и символизируют в нижнем мире двенадцать созвездий!

В верхнем мире сферу, по которой обращается солнце, дополняют сферы планет, три из которых расположены выше солнечной сферы, а три — ниже. И наш народ тоже стал совершенным лишь тогда, когда его достроили еще семь исключительных личностей: Леви, Кеат, Амрам, Моше, Аарон, Давид и Шломо. Моше занимает место в самой середине этой группы, так же, как солнце находится посреди планет. А остальные пророки и мудрецы нашего народа подобны звездам, которые прикреплены к той же самой небесной сфере, что и созвездия, и блестят и сияют согласно ступени их совершенства, по слову Писания (Даниэль 12:3): «Знающие сверкают, подобно сверканию небосвода, а ведущие многих по пути справедливости — как звезды, во веки веков». Моше-рабейну так же описывает народ Израиля и такой же властью его наделяет (Дварим 1:10): «И вот, вы сегодня, как звезды небесные, многочисленны». И это же сравнение употребляет Псалмопевец, говоря о величии и блеске царского дома Давида: «И престол его, как солнце, передо Мной».

И поскольку двенадцать колен Израиля занимают в нижнем мире то же место, какое созвездия — в верхнем, царь Шломо устроил так, чтобы в течение года все колена по очереди занимались снабжением царского дома, так же как солнце проходит за год по всему зодиакальному кругу. Об этом стих говорит: «А у Шломо — двенадцать глав над всем Израилем, и снабжают они царя и дом его по месяцу в год». Пророк Йешая прямо связывает еврейский народ и Небеса, когда говорит: «Как новое небо и новая земля, которые Я творю, предстоят передо Мной, — сказал Б-г, — так же предстоит память ваша и имя ваше». А пророк Йирмия говорит: «Дал солнце для постоянного дневного света, луну и звезды для света ночного… не отойдут эти законы от Меня, — сказал Б-г, — и так же потомство Израиля (не) перестанет быть народом передо Мной во все дни».

И все это доказывает, что не случайностью, а проявлением Б-жественной мудрости явилось то, что Храм Б-га был построен в соответствии с планом Небесного мира. Израиль внизу и Небеса наверху настолько тесно связаны, что имена «Б-г Небес» и «Б-г Израиля» употребляются в одном и том же смысле! Наши мудрецы сказали об этом, что «праотцы — они и есть Б-жественная колесница».

Из этого следует важнейший принцип. Как совершенство мира немыслимо без всех высших творений, которые служат основой и началом всего мира, так и в нашем народе благо и совершенство невозможны без участия всех главных начал. Все они должны присутствовать, и все должны быть совершенными. Непременно должны быть «коэны при своем служении и левиты на своем возвышении для песнопений, и простые евреи на своем месте возле жертвы», поскольку такая тройная структура соответствует тройной структуре всего сотворенного мира, подразделяющегося на нематериальные, духовные сущности, приводимые ими в движение небесные сферы и нижний, преходящий мир. Если хоть одна часть этой структуры исчезнет, строение перестанет быть целым и не сможет устоять.

Получается, что сыновей Яакова должно непременно быть именно двенадцать, чтобы они могли соответствовать двенадцати созвездиям. Для того чтобы наш народ мог существовать, число колен должно было быть именно таким, и каждому колену должен был обязательно соответствовать один из камней хошена, поскольку стих говорит (Шмот 28:29): «И будет носить Аарон имена сыновей Израиля на хошене суда на своем сердце при входе в Святыню, для напоминания перед Б-гом постоянно». А про Элияу стих говорит (2 Мелахим 18:31): «И взял Элияу двенадцать камней, по числу колен сыновей Яакова, к которому обратился Б-г, говоря: Израиль будет твое имя». Стих прямо указывает, что имя Израиль может принадлежать Яакову только тогда, когда его сыновей именно двенадцать. Поэтому евреи были настолько потрясены историей с наложницей в Гиве, когда «заплакали великим плачем и сказали: “Почему, Б-г, Г-сподь Израиля, случилось такое в Израиле, чтобы сегодня недосчитался Израиль одного колена?”»

Поэтому и Яаков так страшно страдал, недосчитавшись среди сыновей Йосефа, поэтому отказывалась утешиться душа его. Ведь при исчезновении даже одного из сыновей оказалось потрясенным все здание, и народ потерял заранее определенную ему форму, связанную с числом «двенадцать». Ведь если хотя бы один человек из миньяна, собрания десяти молящихся, уйдет, миньян перестанет существовать! Нельзя будет сказать, что «часть миньяна сохранилась», потому что оставшиеся не будут нести на себе структуры миньяна ни в каком виде.

Это имели в виду наши мудрецы, сказав: «Этот знак был передан Яакову: если не умрет ни один из его сыновей при его жизни, он не попадет Геином». Для благополучия Яакова и его народа было необходимо, чтобы семья была цельной и совершенной. И по этой же причине все двадцать два года, когда Яаков не имел вестей от Йосефа, он был лишен духа святости, а как только ему сообщили, что Йосеф жив, тут же «ожил (пророческий) дух Яакова, их отца».


[1] Мамзер — человек, родившийся от запрещенной Торой связи. Близкородственные связи, а также связь с замужней женщиной запрещены и неевреям.

с разрешения издательства Швут Ами


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.