Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Награда и наказание, Пиркей Авот, Маараль, Еврейские качества, Добро и Зло
2:11
Раби Йеошуа говорит: «Дурной глаз, злое побуждение и ненависть к людям изгоняют человека из мира».
Следует разобраться, почему изгоняют человека из мира именно эти три вещи? Ведь мы не можем сказать, что раби Йеошуа установил это, основываясь на собственном взгляде на мир и собственных соображениях!
В первой главе мы уже говорили, что все сотворенное может существовать только благодаря заключенному в нем благу. Если бы в (вещи или в человеке) не заключалось благо, их существование сделалось бы невозможным. Мы доказали это, основываясь на словах, которыми Б-г завершает каждое творение в рассказе о сотворении мира: «И увидел Б-г, что это хорошо». Это и означает, что каждое из Б-жественных созданий заслуживало существования ради заключенного в нем блага. (Когда Б-г даровал Тору на Синае), о первых Скрижалях не было сказано, что они «хороши», а потому они и не имели права на существование и, в конце концов, были разбиты. Разумеется, некое благо в них было, и в книге Сефер атиферет мы подробно разъясняем, в каком именно смысле они были лишены блага. Если же нечто дурно, с ним из-за содержащегося в нем зла связаны недостаток и исчезновение, поэтому оно обречено перестать существовать. Создание же, исполненное блага, достойно существования, поскольку лишено недостатка и стремления к уничтожению.
Тебе следует знать, что Писание называет злом три вещи. Первая из них — это злое побуждение в душе человека, согласно сказанному (Берешит 5): «Ибо побуждение сердца человека дурно с юности его».
Второе — это дурной глаз, согласно сказанному (Мишлей 23): «Не ешь хлеба того, у кого дурной глаз». И сердце тоже называется «злым» (Йирмия 3): «…За жестокостью их злого сердца», — и еще в нескольких местах. Поэтому Писание говорит, что когда человек обладает дурным глазом, зло связано с ним сильнее всего. Злое побуждение тоже называется «злым» из-за того, что в нем заключено огромное зло. А злое сердце — основа и причина ненависти к другим, согласно сказанному (Ваикра 19): «Не возненавидь своего ближнего в своем сердце», — то есть, ненависть коренится именно в сердце.
Раби Йеошуа говорит именно о ненависти к людям, а не просто о дурном сердце, как в мишне 9, поскольку дурное сердце проявляется и в том, что человек, например, не дает милостыни или отказывается от других добрых поступков. Но чтобы изгнать человека из мира, этого недостаточно: здесь сердце должно быть настолько злым, чтобы человек по-настоящему ненавидел других людей, то есть, чтобы его зло было законченным.
Именно поэтому три вещи, перечисленные здесь, изгоняют человека из мира. Ведь когда Б-г творил мир, Он сказал обо всем сотворенном, что «оно хорошо». Эти же три вещи — зло, противоположность сотворенному Б-гом миру. И как благо, содержащееся в творении, обеспечивает и поддерживает его существование, так и эти три вещи, представляющие собой зло, несовместимы с миром и выталкиваются из него. Мы уже разъясняли это в книге Гур арье на главу Вайешев. А ниже мы будем еще говорить вот о чем. Раби Элиэзер, чьи высказывания приведены ранее, говорил о том, что поможет человеку достичь доли в будущем мире и не утратить ее. А теперь раби Йеошуа говорит о том, что поможет человеку сохранить свой удел в этом мире. Таким образом, три вещи, сказанные раби Йеошуа, связаны друг с другом и составляют одно наставление, как и должно быть.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?