Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Самосовершенствование
2:12
Раби Йоси говорит: «Да будет имущество твоего товарища так же ценно для тебя, как твое собственное; и приготовь себя к изучению Торы, которая не досталась тебе по наследству; и да будут все твои поступки во имя Небес».
Мы уже говорили, что все танаим, высказавшиеся в этом трактате, следовали одному принципу: они старались дать исчерпывающее наставление, которое должно привести человека к совершенству во всех его проявлениях. И мы разъяснили тебе, что это совершенство достигается в трех областях: совершенство в отношениях с другими, внутреннее совершенство и совершенство в отношениях с Творцом. Эти три области охватывают всего человека, и поэтому ему подобает быть совершенным во всех них. А потому и раби Йоси стремится привести человека к совершенству в этих трех смыслах.
Начинает он с того, что имущество твоего товарища должно быть так же ценно для тебя, как твое собственное, и тем самым совершенными становятся твои отношения с другими людьми. (Почему же) раби Йоси выбрал именно этот аспект отношений с другими, а не, например, уважительное отношение к товарищу? Потому, что если даже имущество твоего товарища ценно для тебя, тем более, ты будешь внимательно относиться к нему самому.
Поэтому нравственность человека, следующего этому правилу, будет совершенна.
Что касается внутреннего совершенства человека, мы уже разъяснили тебе в первой главе, что оно возможно лишь через изучение Торы. Только Тора возвышает человека над косной материей и делает его разумным существом.
Затем раби Йоси говорит: И приготовь себя к изучению Торы, которая не досталась тебе по наследству. Человек должен подготовиться к изучению Торы, которая не станет его владением сама по себе, — и этим раби Йоси указывает путь к достижению внутреннего совершенства.
И завершает он словами: И да будут все твои поступки во имя Небес. Это — совершенство в третьей области, в отношениях с Б-гом, когда все поступки человек совершает ради Небес. Таким образом, раби Йоси указал человеку путь к совершенству во всех возможных областях, к тому, чтобы обрести полное совершенство.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.