Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Еврейские качества, Жертвоприношения, Связь с Творцом, Воровство
Он сказал им: «Пойдите и выясните, каков дурной путь, которого следует избегать человеку?» Раби Элиэзер говорит: «Дурной глаз». Раби Йеошуа говорит: «Дурной товарищ». Раби Йоси говорит: «Дурной сосед». Раби Шимон говорит: «Тот, кто берет взаймы и не отдает, — как берущий взаймы у человека, так и берущий взаймы у благословенного Вездесущего, согласно сказанному (Теилим 37:21): “Берет взаймы злодей и не выплачивает, а праведник милует и дает”. Раби Элазар говорит: “Дурное сердце”. Он сказал им: “Я принимаю слова раби Элазара, сына Араха, поскольку в его словах содержатся и ваши”.
Он сказал им: “Пойдите и выясните, каков дурной путь, которого следует избегать человеку?” В ответ каждый из учеников назвал качество, противоположное тому, которое он счел самым лучшим для человека, — кроме раби Шимона, сына Натанэля, который определил дурного человека как того, кто берет в долг и не отдает. Однако он и не мог ответить так же, как остальные ученики, то есть, сказать, что путь, от которого следует отдаляться, — это неспособность видеть нарождающееся. Дело в том, что дурные качества, отмеченные четырьмя первыми учениками, являются противоположностью добрым. Дурной глаз — это зло, противоположность доброму глазу, то есть, добру, и так далее. А неспособность видеть нарождающееся — это всего лишь отсутствие добра, но не зло. (Это — своего рода нейтральное положение, но не дурной путь, противоположный) соответствующему доброму качеству. Ведь и раби Элиэзер, (например), в ответ на вопрос о дурном пути не мог бы сказать: “Это человек, лишенный доброго глаза”! Ведь такой человек, хотя добра определенного вида у него и нет, не является и злым, а мишна говорит именно о дурном качестве, от которого следует отдаляться. Поэтому (раби Шимон должен был определить именно) дурной путь, противоположный способности видеть нарождающееся.
Благо, которое заключено в этой способности, — ясный и незамутненный разум. Именно он дает человеку эту способность, как мы уже сказали. Это, несомненно, высочайший уровень, поскольку разум тем самым уподобляется обитателям высших миров, также ясным, незамутненным и самодостаточным. Поэтому его внешнее проявление — боязнь греха: чем ближе к высшим мирам, тем эта боязнь сильнее, как уже разъяснялось. А от низшего мира, все творения которого имеют смешанную природу, такой разум далек. Поэтому его противоположность — крайняя степень смешения, то есть, склонность получать от других. Ведь природа вещи становится смешанной и замутненной именно тогда, когда к ней примешивается, в нее входит нечто такое, что изначально к ней не относилось и ей не принадлежало. Поэтому должник, отказывающийся выплатить долг, именно таков. Он удерживает у себя нечто, никоим образом ему не принадлежащее, поэтому его природа замутнена. Не будь она такой, он и не стал бы брать в долг чужих денег и уж, во всяком случае, не отказался бы вернуть их. Сам по себе заем, несмотря на то, что человек получает чужие деньги, не может быть назван “смешением”: ведь все творения этого мира нуждаются друг в друге и зависят друг от друга. Поэтому, если человек хранит свою природу незамутненной, он (не отказывается просить в долг, но) непременно выплачивает, так что денег товарища у него в руках не остается.
То есть, в конечном итоге, тот, кто хранит себя незамутненным, хранит у себя свое имущество и не владеет ничем, что принадлежит другому.
Наши мудрецы неявно упоминают это в мидраше (раздел Цав): “Вот учение о жертве Всесожжения” (Ваикра 6:2). А что написано в Торе перед этим? “И будет, когда согрешит и провинится, и вернет награбленное, которое награбил” (Ваикра 5:23) — и лишь потом наступает очередь жертвы Всесожжения. Тора говорит тебе: “Если ты желаешь принести жертву Всесожжения, ничего не кради у других”. А почему? Потому, что “Я Б-г, любящий суд, ненавидящий воровство в жертве” (Йешая 61:8). Когда же ты можешь принести жертву Всесожжения, а Я приму ее? Когда твои руки будут чисты от награбленного. Давид сказал (Теилим 24): “Кто поднимется на гору Б-га и кто будет стоять в месте святости Его? (Тот, у кого) чисты руки и чисто сердце”. И ты можешь узнать это из самого начала рассказа о жертвоприношениях (Ваикра 1:2): “Тот из вас, кто принесет жертву свою…” Б-г желает, чтобы жертвы Ему приносили так, как это делал Первый Человек: тот ведь никак не мог принести в жертву украденное, ибо был единственным обитателем мира, и ему принадлежало все».
Этот отрывок вызывает вот какой вопрос. Почему из всех преступлений, которые могут быть связаны с жертвоприношением, Тора особое внимание уделяет именно воровству? Ответ состоит в том, что приносящий жертву должен быть чист от награбленного. Именно поэтому отрывок о жертве Всесожжения поставлен рядом с отрывком о запрете грабежа. Жертва приближает человека к Б-гу, а тот, кто крадет у других, не имеет права на близость к Б-гу. Ведь Б-г самодостаточен и неразделен, а обокравший другого человека удерживает у себя нечто, что предназначено не для него. Его природа, таким образом, оказывается смешанной и замутненной: ведь самодостаточность состоит именно в способности существовать независимо от других и ничего от них не получать. В особенности же все это относится к жертве Всесожжения, о которой особо сказано, что Б-г ненавидит воровство в жертве. Эта жертва сжигается на жертвеннике целиком, то есть, вся целиком приближается к Б-гу. А если эта жертва не принадлежит полностью жертвователю, а украдена им у другого, то ее природа характеризуется самым большим смешением, какое только возможно, поэтому она не может предстать перед Б-гом в качестве жертвы Всесожжения, святой из святых. Это и имел в виду царь Давид, когда сказал: «Кто поднимется на гору Б-га и кто будет стоять в месте святости Его? (Тот, у кого) чисты руки и чисто сердце». Кто сможет подняться на высшую ступень святости? Тот, чьи руки чисты. Ведь в противном случае сама его жертва будет не чистой, а смешанной. Только если его руки чисты от грабежа, может проявиться чистота его сердца, то есть, сама его благая природа, о которой стих говорит дальше. Ведь «чистое сердце» — это и есть ясный и незамутненный разум, который мы уже обсуждали. Таким образом, Писание само говорит об этом благом свойстве человека — о способности видеть нарождающееся. Это ведь и есть «чистое сердце», то есть, незамутненный разум — именно он позволяет размышлять о будущем и постигать его.
Мы уже несколько раз говорили об этом, разъясняя, кто такой злодей. И человек, который потерял свою цельность, то есть, перестал быть равным самому себе, с полным правом может быть назван злодеем — и это совершенно ясно.
И если ты вдумаешься в это объяснение, тебе станет очевидно, что оно отражает истинный смысл мишны. Ведь наши слова порождены не мнением и не рассуждениями — это истинные и ясные слова. Нам пришлось лишь кое-где пересказать мысли, заключенные в этой мишне, более подробно, чтобы человек смог воспринять их. Мудрец же добавит к этому новую мудрость и новое понимание, в особенности, в том, что касается пяти возвышенных качеств человека, и найдет в них основу тайну святых (творений). И мы уже говорили, что слова мудрецов ни в коем случае не следует понимать как порожденные рассуждениями; они рождены одной только мудростью. А слова (этой мишны), вне всякого сомнения, суть слова мудрецов, хоть мы и не можем разъяснить всю глубину, которая в них сокрыта.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»