Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость
Заповеди, связанные с мясом жертвенных животных. Бикурим. Вторая десятина.

146-я заповедь – запрещение есть мясо жертв всесожжения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь...” (Дварим 12:17). И объяснено (Сифри, Реэ): “Твои обеты” – это посвященное в жертву всесожжения.

Это речение Ашема учит нас, что тот, кто ел от жертвы всесожжения – до того, как ее кровью был окроплен жертвенник, или после этого, на храмовом дворе или вне его, – преступает заповедь “Не делай”. И этот же запрет распространяется на всех, кто использует в своих целях храмовые святыни или освященную пищу (Д 118).

И тот, кто преступает этот запрет, вкушая от жертвы всесожжения или используя другие святыни запрещенным образом, как это разъяснено в трактате Меила, – в случае умышленного нарушения, карается бичеванием, а если нарушение было неумышленным, приносит жертву меила, возмещает стоимость съеденного или использованного, добавив к этой стоимости хомеш – пятую долю (НД 133), как разъяснено в трактате Меила.

А в 9-ой главе трактата Санхедрин (84а) сказано: “Тот, кто намеренно использует святыни в своих целях, по мнению раби Йеуды, подлежит смерти, а по мнению большинства мудрецов, карается бичеванием”. Раби Йеуда приводит доказательство из стиха: “Пусть соблюдают они мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него, если нарушат это” (Ваикра 22:9). Но мудрецы возражают: “И не умереть от него” – т.е. именно от греха, о котором говорится в том же месте Торы (НД 133,136), а не от греха, заключающегося в запрещенном использовании святынь”.   

 

147-я заповедь – запрещение есть мясо “легких святынь” (Д 89) прежде, чем их кровью будет окроплен жертвенник. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь, и твоих даров...” (Дварим 12:17).

Устная традиция поясняет (Сифри, Реэ): “Это речение учит нас, что тот, кто ест от благодарственной или мирной жертвы до того, как ее кровью был окроплен жертвенник, преступает заповедь “Не делай”.

Нарушитель этого запрета также карается бичеванием.

 

 

 

148-я заповедь – запрещение постороннему есть от мяса жертв, имеющих статус “высшей святости” (Д 89). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Посторонний же не должен есть... ибо это святыня” (Шмот 29:33).

Однако нарушитель карается бичеванием только в том случае, если он ел мясо жертв высшей святости именно во дворе Храма и уже после того, как их кровью был окроплен жертвенник (Макот 17б,18аб).

 

 

 

149-я заповедь – запрещение коэну есть вне Иерусалима от бикурим (первых плодов нового урожая – Д 125). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь, и твоих даров, и приношений твоей руки” (Дварим 12:17). Устная традиция поясняет (Макот 17б): “Приношения твоей руки” – это бикурим”. Поскольку в этом стихе названы только те виды пищи, имеющей статус священной, которые, согласно закону Торы, необходимо доставлять в Иерусалим, можно утверждать, что упомянутые “приношения твоей руки” (терумат ядеха) – это, вне сомнения, именно бикурим, которые так же велено приносить в Иерусалим, “в дом Ашема” (Шмот 23:19), а не иная терума (Д 126 и НД 133), ведь теруму не заповедано приносить в Иерусалим – как же могла Тора запретить есть ее “во вратах твоих”, т.е. вне Иерусалима?!

И сказано в Сифри (Реэ): “Это речение учит нас, что коэн, который ест от бикурим прежде, чем совершен ритуал “провозглашения при принесении первых плодов“ (микра бикурим – Д 132), преступает заповедь “Не делай” (потому что до “провозглашения” первые плоды еще как бы не доставлены “в дом Ашема”). И разъясняется в конце трактата Макот (19а), что нарушитель подлежит наказанию только в том случае, если бикурим еще не внесены во двор Храма, но, после того, как первые плоды уже помещены там, нарушителя запрета не наказывают, даже если он ел их до “провозглашения”.

И, кроме того, в отношении бикурим действует то же правило, что и в отношении “второй десятины” (НД 141): коэн, который ест от бикурим вне Иерусалима, карается бичеванием только в том случае, если эти первые плоды уже “видели Храм” (т.е. вносились в Иерусалим), но еще не были положены во дворе Храма.

Однако посторонний (не коэн), который ел от бикурим, даже после “провозглашения”, подлежит смерти “от руки Небес”, ведь ясно сказали мудрецы (Бикурим 2:1): “Терума и бикурим запрещены посторонним, а преступивший запрет подлежит смерти или платит штраф”. Т.е. тот, кто намеренно нарушил запрет, подлежит смерти “от руки Небес”, а тот, кто преступил запрет неумышленно, должен компенсировать стоимость съеденного, доплатив штраф, так же, как и неумышленно евший теруму, ведь поскольку Ашем, да будет Он превознесен, назвал бикурим “приношением твоей руки” (терумат ядеха), законы, связанные с терумой, распространяются также и на бикурим (НД 133).

Все это стоит хорошенько понять, чтобы две различных заповеди не смешались в твоем сознании. Итак, если коэн ел от бикурим, которые уже “видели Храм”, но еще не были помещены в храмовом дворе, он карается бичеванием; а запрет, который он преступил, содержится в стихе  “Нельзя тебе есть во вратах твоих... приношений твоей руки”, как разъяснено в трактате Макот (17а), – и точно так же, тот, кто отделил “вторую десятину” и ел от нее вне Иерусалима, карается бичеванием, несмотря на то, что отделенная часть урожая – его собственность (Д 128).

Однако посторонний, вкусивший от бикурим, которые уже “видели Храм”, – где бы он их ни ел (в Иерусалиме или вне стен города), подлежит смерти “от руки Небес”, поскольку преступил запрет “Никакой посторонний не должен есть святыни” (Ваикра 22:10), как мы разъяснили, комментируя 133-ю заповедь “Не делай”.

Законы, связанные с выполнением данной (149-ой) заповеди, разъясняются в трактате Макот (17-19а). 

 

 

 

Сто пятидесятая заповедь – запрещение есть, и даже в Иерусалиме, от плодов “второй десятины”, ставших ритуально нечистыми, до тех пор, пока эти плоды не будут выкуплены, поскольку у нас существует правило: плоды, ставшие ритуально нечистыми после отделения их во “вторую десятину”, выкупают, и даже в Иерусалиме, как разъясняется в трактате Макот (19б).

Этот запрет содержится в Его речении: “...И не устранял (не ел) я это в нечистоте” (Дварим 26:14). Устная традиция добавляет (Макот там же): “Ни когда я ритуально нечист, а плоды чисты, ни когда я чист, а плоды нечисты”.

И еще разъясняется в трактате Макот, что и от бикурим, и от “второй десятины” запрещено есть в нечистоте. И тот, кто ест от “второй десятины”, ставшей ритуально нечистой, карается бичеванием. Однако он карается бичеванием лишь в том случае, если он ел от десятины, доставленной в Иерусалим и ставшей ритуально нечистой, не выкупив ее, как мы упоминали.     

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (там же).

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли