Из цикла «Наш наследный удел», темы: Коэн, Земля Израиля, Еврейская история, Давид Россоф, Левиты, Трумот и маасрот
Рабби Шимшон Рафаэль Гирш пишет: «Необходимо отделить часть урожая для исполнения нескольких заповедей… Эту часть нельзя использовать для личных нужд, ее необходимо посвятить Всевышнему. Тем самым мы провозглашаем, что Творец является Господином всего сущего, и только по Его воле плодоносит земля, и мы можем пользоваться ее дарами.
При отделении различных видов десятин мы преследуем цели, на достижение которых должны быть направлены наши материальные средства и возможноети. Это обеспечение потребностей духа, духовной жизни — маасер левитов, удовлетворение потребностей тела, материальных нужд — маасер шени, который хозяин съедает в Иерусалиме; забота о благосостоянии ближнего — маасер бедных. Отделение маасрот (десятин) призвано напоминать нам о долге подчинять все действия и помыслы выполнению этой тройной задачи, предписаной Самим Всевышним, “дабы научился ты бояться Г-спода, Б-га твоего, все дни” (Дварим 14:23)».
1. От всего урожая, выращенного в Эрец Исраэль для человеческого пропитания, необходимо отделить трумот и маасрот. Пока это не сделано, вся продукция считается тевель, и еврею запрещено употреблять ее в пищу или получать от нее какую-либо выгоду. Ему даже нельзя засевать свое поле зерном, от которого не отделили трумот и маасрот.
2. В Торе упоминаются (Дварим 18:4) семь видов продуктов — пшеница, овес, рожь, ячмень, полба, маслины и виноград (включая получаемые из них масла ,соки и вина), от которых отделяют трумот и маасрот. Эта заповедь имеет силу, лишь когда все двенадцать колен Израиля живут на Святой Земле. Поэтому сейчас закон отделения трумот и маасрот я вляется раввинским предписанием и распространяется на все виды овощей и фруктов.
3. Во времена Храма отделение производили в следующем процентном отношении:
Название приношений |
Доля в % |
Потребитель |
Трума гдола приношение для коэнов |
2% |
Любой КОЭН |
Маасер ришон первая десятина для левитов |
9,8% |
Любой левит |
Трумат маасер доля коэна в маасер ришон — десятине левита |
Левит отделяет 10% от своего маасера и отдает их любому коэну |
|
Маасер шени вторая десятина |
Землевладелец и его семья сами съедают маасер шени, но только в Иерусалиме и только во времена существования Храма маасер шени вы- |
|
или маасер они |
деляют 8,8% четыре года каждом семилетнем цикле. В третий и шестой годы цикла отделяют масер они — десятину для бедных. |
|
20,6% |
Такова отделяемая доля урожая (11,8% отдавали коэнам и левитам 8,8% ,׳ либо съедали в Иерусалиме, либо отдавали бедным). |
4. Тора запрещает бесцельно расходовать продукты питания. Поэтому сегодня мы отделяем гораздо меньшую, чем наши предки, часть, так как сейчас коэны находятся в состоянии нечистоты и не могут воспользоваться трумот и маасрот.
5. По этой причине мы отделяем один процент продукта для трумат маасер (доля коэнов в десятине левитов) и небольшую его часть в качестве трумы гдолы — приношения коэнам. (Поскольку в Торе не указано минимальное количество, отделения даже самой малой доли достаточно для исполнения заповеди.) Маасер ришон (первая десятина левитов) отделяется только номинально, т. е. на словах. А маасер шени выкупается, т.е. его святость переходит на деньги, а продуктом распоряжаются как обычно.
6. Отделение трумот и маасрот должно осуществляться в определенной последовательности: в начале доля коэнов, затем десятина левитов и, наконец, вторая десятина. В случае ошибки повторное отделение не производится. Долю коэнов из десятины левитов можно отделять либо перед второй десятиной, либо после нее. Продукт считается тевель (запрещенным к употреблению) до тех пор, пока не отделены все положенные трумот и маасрот.
7. Отделение производят от каждого вида овощей и фруктов, купленных в одной лавке, а также от плодов одного вида, приобретенных в разных местах. Это позволяет избежать определенных нарушений. Например, нельзя отделять одну десятину от урожаев, собранных в разные годы. Существуют также дополнительные ограничения: уже произведенное отделение трумот и маасрот от какого-либо продукта не может быть произвольно перенесено на неотделенный продукт; импортированные плоды не освобождают от отделения такие же плоды Эрец Исраэль, а плоды, купленные на рынке, подобные же плоды, выросшие в вашем саду.
8. Исчисление лет для отделения трумот и маасрот от всех плодов Земли (кроме фруктов) начинается в Рош Ашана. Новый год для фруктов начинается 15 Швата. Плоды и злаки, достигшие к Новому году определенной зрелости, относятся к урожаю предыдущего года и отделяются соответственно (особенно важно следить за этим в отношении маасер шени и маасер они). Граница зрелости устанавливается следующим образом: для зерновых, бобовых, олив и винограда — треть готовности; для фруктов — появление завязи; для овощей — пригодность к сбору.
9. Запрещается отделять трумот и маасрот в Шабат и праздники. Отделение меньше указанного минимального количества считается недействительным, и продукт остается тевель. На растения, выросшие в год шмиты, заповедь отделения трумот и маасрот не распространяется.
10.Отделив немногим более 1% продукта, мы делаем устное заявление: посвящаем соответствующие доли определенным трумот и маасрот. После этого мы заворачиваем отделенную часть в полиэтиленовый пакет, пленку или другую упаковку и выбрасываем.
11.Как упоминалось выше, стоимость маасер шени переводится в деньги, что позволяет использовать продукт для еды. При этом надо выполнить следующие условия:
монета должна иметь хождение в данном месте и стоить не меньше пруты (1/40 грамма чистого серебра), при произнесении заявления достаточно одной пруты. Однако, если стоимость монеты превышает пруту, ее можно использовать для выкупа столько раз, сколько прутот содержит данная монета. Как только «запас» будет исчерпан, следует взять новую монету.
с монетами, которые использовали для выкупа маасер шени, следует обращаться особым образом. За деталями необходимо обратиться к раву.
при произнесении заявления монету не обязательно держать перед собой. Достаточно иметь в виду, что она уже предназначена для выкупа маасер шени.
12.Запрещается выкупать маасер шени вышеописанным образом в пределах древних стен Иерусалима.
13.Отделение маасер шени осуществлятся только в определенные годы; в остальные годы отделяют маасер они (десятину бедных). Поэтому каждый третий и шестой годы после шмиты вместо маасер шени отделяют маасер они. Если доподлинно известно, что от продуктов не отделены трумот и маасрот, надо дать 9 процентов — маасер они — нуждающемуся. Однако предварительно следует проконсультироваться с авторитетным равом. Если трудно определить, какую десятину требуется отделить от плодов, отделяют обе и выкупают маасер шени.
14.Запрещено есть фрукты, выросшие на дереве в первые три года после его посадки (эти плоды называются орла). Плоды четвертого года называются рваи. Рваи обладает святостью, подобной святости маасер шени, и поэтому законы трумот и маасрот на них не распространяются.
15.На практике отделение трумот и маасрот производят следующим образом:
Вначале берут немногим более 1% продукта каждого вида и откладывают в сторону. Все продукты — отделенная часть и остаток — должны лежать неподвижно на виду.
Если точно известно, что продукты в состоянии тевель, произносят два благословения и два заявления. Если же есть сомнения, отделены ли трумот и маасрот (что характерно для сельскохозяйственной продукции, реализуемой через торговую сеть), благословения не произносят — делают только заявления.
Благословение 1: Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший отделять трумот и маасрот.
Заявление 1: Все в отделенной части, что превышает 1% продукта, объявляется трумой и находится на севере отделенной части. Оставшийся 1 % вместе с девятью такими же долями на верхней стороне этого продукта объявляется первым маасером. Таким образом, тот один процент, который я отложил в качестве певого маасера, объявляется долей коэнов в первом маасере. Еще девять равных долей на южной стороне продукта объявляются вторым маасером, но если от этого продукта надо отделить маасер они, пусть нижние девять частей будут предназначены беднякам.
Как и в предыдущем случае, если точно известно, что маасер шени не был отделен, произносят и заявление и благословение. Если же есть сомнения, благословение опускают: Благословение 2: Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедовавший нам выкупать второй маасер.
Заявление 2: Этот второй маасер и его дополнительная пятая часть выкупаются одной прутой из монеты, которую я отложил для выкупа второго маасера.
После всех произведенных действий отделенные трумот и маасрот заворачивают в поэлителеновый пакет или в другую упаковку и выбрасывают. Жидкости можно вылить в канализацию.
Законы, касающиеся земледелия: разделение мира на три части
С точки зрения выполнения заповедей, относящихся к земледелию, мир делится на три части: Эрэц Исраэль в границах, установленных Эзрой, Сурия и хуц лаарец. Последние, в свою очередь, подразделяются на страны, непосредственно примыкающие к Израилю и остальные земли. Для каждой из этих территорий существуют свои отдельные законы.
Например, для соседних с Израилем стран — Египта, Моава, и Амона — рабаним приняли ряд специальных «сельскохозяйственных» постановлений, которые, за некоторыми исключениями, не относятся к другим странам. Сурия же обладает определенной степенью святости, поэтому на нее распространяется большое число законов, касающихся Эрец Исраэль.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»