Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, связанные со второй десятиной и первенцами скота.

141-я заповедь – запрещение есть вне Иерусалима “вторую десятину”, отделяемую от урожая злаков (Д 128). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков...” (Дварим 12:17). И тот, кто ест “вторую десятину”, не выкупив ее, карается бичеванием – но только в том случае, если он ест “вторую десятину” вне стен Иерусалима уже после того, как вносил ее в стены этого города, как разъяснено в конце трактата Макот (19б). И сказали там мудрецы: “В каком случае съевший “вторую десятину” карается бичеванием? Если она уже видела Храм (т.е. если он уже вносил “вторую десятину” в Иерусалим, а затем, покинув город, ел от нее)”.

 

 

 

142-я заповедь – запрещение пить вне Иерусалима вино, отделенное во “вторую десятину”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина...” (Дварим 12:17). И тот, кто пил вино “второй десятины”, карается бичеванием – но только при соблюдении условия, разъясненного нами в отношении десятины от злаков (НД 141).

 

 

 

143-я заповедь – запрещение есть вне Иерусалима “вторую десятину”, отделенную от оливкового масла. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла...” (Дварим 12:17). И тот, кто ел оливковое масло, отделенное в качестве “второй десятины”, карается бичеванием – но только при соблюдении условия, разъясненного в отношении десятины от злаков (НД 141).

И пусть не удивляет тебя, что запрет, касающийся десятины от злаков, вина и оливкового масла, мы включили в перечень в качестве трех самостоятельных заповедей. Знай, что тот, кто ел все эти три вида “второй десятины” вместе, карается бичеванием за каждый из них в отдельности, поскольку запрет, приведенный в этом стихе, не является “обобщающим запретом”, за нарушение которого не карают более одного раза, но это несколько отдельных запретов.

И ясно сказано в трактате Критот (4б): “Тот, кто ел десятину от злаков, вина и оливкового масла, карается бичеванием за нарушение каждого запрета в отдельности. Но разве за нарушение “обобщающего запрета” карают бичеванием (более одного раза)? В данном случае существует дополнительный стих (из которого мы учим, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности), ведь написано: “Отделяй десятину от всех плодов твоего урожая... И ешь перед Ашемом, твоим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...” (Дварим 14:22-23). И зачем, уже сказав “...от всех плодов твоего урожая”, Тора снова перечисляет каждый вид по отдельности? Чтобы научить нас, что с каждым из этих видов связан отдельный запрет”.

И в трактате Макот (18а) объясняется: “Поскольку написано: “И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...”, Тора могла бы просто добавить: “... но нельзя тебе есть это во вратах твоих”. Зачем же Тора перечисляет все еще раз – “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла...”? Чтобы подчеркнуть, что в отношении каждого вида существует самостоятельный запрет”.

Итак, ясно, что все, о чем упоминает этот стих, – самостоятельные запреты.

А теперь перейдем к другим запретам, содержащимся в этом стихе (НД 144-147).

 

 

 

144-я заповедь – запрещение есть мясо не имевших увечий первенцев крупного и мелкого скота вне Иерусалима (Д 79). И об этом речение Ашема: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота...” (Дварим 12:17).

И сказано в Сифри (Реэ): “Этот стих учит, что посторонний, который ел мясо первенца – до того, как его кровью был окроплен жертвенник, или после этого, – преступает заповедь “Не делай”.

Итак, ясно, что эта заповедь включает в себя два запрета: запрет постороннему есть мясо первенца, не имевшего увечий, и также запрет коэну есть мясо первенца вне Иерусалима.

Нарушивший эту запрещающую заповедь карается бичеванием – в случае, если первенец не имел телесных увечий, делавших его непригодным для жертвоприношения.

 

 

 

145-я заповедь – запрещение коэнам есть мясо грехоочистительной и повинной жертвы вне храмового двора (Д 89). На этот запрет указывают Его слова, приведенные в этом же стихе (Дварим 12:17): “...твоего крупного скота и твоего мелкого скота” – т.е. как бы сказано: “Нельзя тебе есть во вратах твоих (мясо жертв, приносимых из) твоего крупного скота и твоего мелкого скота”.

И объясняют мудрецы (Сифри, Реэ): “Сказано “...твоего крупного скота и твоего мелкого скота”, чтобы научить: тот, кто ест мясо грехоочистительной или повинной жертвы вне стен храмового двора, преступает заповедь “Не делай” и карается бичеванием”.

И тот, кто ест мясо “легких святынь” (например, мясо мирной или благодарственной жертвы – Д 89) вне стен Иерусалима, также карается бичеванием, как разъяснено в трактате Макот (17а), – поскольку запрет “Нельзя тебе есть во вратах твоих...” относится к вкушающим любую пищу, имеющую статус священной, вне места, отведенного для этого законом Торы. И помни об этом.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»