Из цикла «Даат Твунот», темы: Конец времен, Исправление, Провидение, Награда и наказание, РАМХАЛЬ, Справедливость, Судьба, Даат твунот, Праведник, Единство Б-га, Добро и Зло, Сокрытие
До сих пор я объяснял тебе, с Б-жьей помощью, то, что ты должна знать о правлении награды и наказания. Теперь перейдем к объяснению второго образа правления451 — скрытого правления452, стремящегося к всеобщему восполнению. Здесь будет объяснено тебе сказанное нашими мудрецами (Зоар Насэ 134): «Все зависит от судьбы».
161.СКАЗАЛА ДУША: Ты упомянул проблему, которую я очень хочу понять и которая является одной из самых трудных для меня, поэтому я жажду услышать объяснение.
162.СКАЗАЛ РАЗУМ: Однако здесь мы столкнемся с явлениями «праведник, которому хорошо» и «праведник, которому плохо», которые непознаваемы.
163.СКАЗАЛА ДУША: Зачем же ты затронул вопрос, который не можешь объяснить?
164.СКАЗАЛ РАЗУМ: У этого явления есть граница, до которой мы сможем его понять, а после нее прекратим исследование. Того, что я сообщу тебе, будет достаточно, дабы понять, что явление это справедливо, а о том, что невозможно познать, не спрашивай. Однако знай — даже то, что недоступно для постижения, не наносит ущерба нашей вере и не искажает знание. Ты своими глазами увидишь, что это не что иное как дополнительное знание, совсем не обязательное для нас. Однако объяснения, необходимые для успокоения сердца и прояснения веры, у нас есть. Не сделает Всевышний вещи, из-за которой сыны человеческие запутаются в вере и на которую не найдут ответа, поэтому и сказано (Дварим 4:39): «И узнаешь ты сегодня и примешь сердцем своим, что Создатель — это Всесильный».
165.СКАЗАЛА ДУША: Если так, расскажи то, что считаешь для меня необходимым знать.
166.СКАЗАЛ РАЗУМ: Поскольку Господь, благословен Он, установил образ правления «награды и наказания», получает каждый человек по делам своим: добрые — добро, злодеи — зло. Однако глубинный замысел Всевышнего — вести все к тому, чтобы не было в мире никакого зла, а одно только добро453. Это называется исправлением и очищением самого образа правления454. Однако для того, чтобы осуществить это общее исправление, необходимо действовать сообразно с самой причиной существования добра и зла. Тот, кто хочет полностью излечить болезнь, должен вникнуть в ее причины, и тогда можно будет устранить следствия. Так же и здесь: для того, чтобы обратить образ правления к одному только добру, так, чтобы зла не было вообще, необходимо знать причину, в силу которой сегодня зло присутствует в образе правления. И в соответствии с этой причиной надо будет обернуть круговорот событий так, чтобы в результате возник этот плод — отсутствие всякого зла в образе правления. И это очевидно, ведь Святой, благословен Он, не хочет «передумать», как человек, сожалеющий о прошлых поступках и оставляющий один путь ради другого, — напротив, в соответствии с исходными условиями Он приведет все к желанному совершенству455.
Как мы уже объясняли, корень появления зла в образе правления — это раскрытие единства Его, благословен Он. Т.е. необходимо было раскрыть зло и позволить ему действовать соответственно его природе, дабы затем, обратив зло в добро, продемонстрировать таким образом единство власти Всевышнего. По этой причине, чем больше Всевышний скрывает Свое лицо и допускает усиление зла, до самой последней границы, т.е. вплоть до полного разрушения мира, которое, однако, никогда не произойдет, — тем полнее будет основание для последующего раскрытия, демонстрирующего истинность единства Всевышнего тем, что все причиненные злом разрушения будут исправлены Его властью. Свет по-настоящему заметен именно в темноте, как мы уже объясняли ранее456. Следовательно, поскольку Всевышний хочет установить в мире образ правления, основанный только на добре, Он построит все Свое правление на фундаменте раскрытия своего единства, из-за которого родились и существуют сегодня добро и зло.
Однако награда и наказание — это еще не максимальное усиление зла457, ведь при таком подходе зло настигает только злодеев; оставляющие Всевышнего получают его [зло], а тем, кто ищет Всевышнего, Он дает себя найти. Усиление зла — это когда Всевышний совершенно скрывает Свое лицо от мира, как сказано (Мишлей 1:28): «Тогда будете звать Меня, а Я не отвечу», и также (Йешаягу 59:15): «Скроется истина, и избегающий зла будет считаться сумасшедшим». Это — полное сокрытие, пришедшее только ради того, чтобы открыть затем совершенное исправление. Как сказано далее у пророка (Йешаягу 59:16): «…и помогла Ему десница Его, и справедливость Его укрепила Его». Это значит, что в рамках этого образа правления Всевышний не обращает внимания на заслуги или вину, а управляет так, как нужно, т.е. позволяет злу побеждать, дабы затем показать власть добра. И все время, пока зло побеждает, даже праведные вынуждены находиться под давлением зла, — не потому, что так следует по закону, а потому, что так необходимо в это время. Ведь в любом случае потом, когда добро вернется, откроется и будет властвовать, они сполна получат награду как компенсацию за все зло, которое им пришлось терпеть. Так сказано об этом (Псалмы 90:15): «Дай нам радость соответственно [тем] дням [когда] притеснял нас». Но пока зло побеждает, заслуги не помогут спастись от него, как сказано (Амос 5:13): «Поэтому разумный в это время будет молчать, ибо это время плохое». Более того: поскольку разрушение и уничтожение порядка в природе зла, не только заслуги не помогут праведным спастись от зла, но и злодеям будет сопутствовать удача. Это время как будто улыбается им, идет им навстречу, а праведные притеснены и страдают, как сказано (Сота 49а): «В период перед приходом Машиаха наглость возвысится… а мудрость знающих будет презренна», и сам пророк уже сказал (Йешаягу 59:15): «Скроется истина, и избегающий зла будет считаться сумасшедшим»458.
Следовательно, если Господь, Благословенный, хочет управлять миром посредством своего единства, — показывая нам свет из тьмы и приводя все к тому, чтобы само зло обернулось добром459, — он должен дать злу возможность усилиться, не обращая внимания на заслуги праведных. Наоборот — злодеи достигнут успеха, а праведники будут повержены в прах, после этого откроется власть Всевышнего, и плодом этого будет обращение самого зла в добро, и не будет более зла, но только добро. И только тогда праведные получат награду, не ранее. Когда Всевышний управляет миром посредством награды и наказания, праведные получают добро, а злодеи зло, однако тогда нет никаких предпосылок приводить все к полному исправлению, так, чтобы зло исчезло совсем. Ведь почему оно тогда должно исчезать? И без того зло настигает только злодеев, оно ограничено и действует не согласно своей природе, а лишь исполняя справедливый закон. И именно из-за того, что Святой, благословен Он, на самом деле хочет полного исправления мира и окончательного уничтожения зла, Он желает относиться к праведным в соответствии с образом правления единства, так что праведность не поможет им спастись от страданий этого мира. Несомненно, это не связано с наградой и наказанием, а происходит так, чтобы с помощью праведников совершить полное исправление мира. И это, безусловно, благо для праведных, и благодаря этому их награда будет гораздо больше460, чем та, которую они могли бы получить за одни только добрые дела. Это также хорошо и для мира — ведь если бы мир управлялся наградой и наказанием, то плодом трудов человеческих была бы только плата за добрые дела, а не полное уничтожение зла в мире. Но поскольку праведники страдают не из-за своих поступков, а соответственно образу правления, — также и польза будет не частной (воздаянием за их дела), а общей, пользой для всего закона правления, и в их заслугу раскроется высшее единство, и зло будет исключено из образа правления миром.
И обрати внимание на дополнительное преимущество, которое здесь есть — даже раскрытие Высшей власти произойдет благодаря заслугам, а не просто как подарок. И несмотря на то, что по отношению к другим людям это будет подарком, для праведных это заслуга, и их добро прольется на весь мир, и тогда получится, что есть заслуга у всей общины Израиля461.
167.СКАЗАЛА ДУША: Согласно этому, всем праведникам следовало бы страдать, но не такова реальность.
168.СКАЗАЛ РАЗУМ: У этого есть очень глубокая причина. Господь, благословен Он, создал зло с такими свойствами и ограничениями, с какими пожелал. И Он направляет события к тому, чтобы полностью уничтожить зло в Творении, как мы уже объяснили. Однако Он должен управлять этим процессом в соответствии с природой зла и порядками его действия. Это очевидно. Поскольку Благословенный создал Творение несовершенным, Он вращает колеса, чтобы восполнить его, удалив недостатки. И Он единственный, кто знает корень всего, что Он пожелал сделать, и скрытые от созданных причины своих установлений. Ведь созданные знают только сами установления Высшей воли, а то, что выше их, т.е. причины установлений, на самом деле не передано созданным вообще, и это запрещенные нам исследования, поскольку корень их — в высотах воли Всевышнего, непостижимых для нас462. Он, благословенно имя Его, знает, что для восполнения Творения необходимо усиление света, т.е. усиление влияния и его увеличение, с одной стороны, и его сокрытие и уменьшение, с другой стороны. Поскольку есть аспекты, которые исправляются увеличением света и волеизъявления, а есть аспекты, которые исправляются их отстранением и уменьшением, когда злу позволено побеждать, как мы объяснили.
Принцип этот ясно увидит тот, кто внимательно проанализирует происходящее в мире. Он обнаружит, что не происходит события, доброго или злого, которое не принесло бы миру пользу. И уже сказали мудрецы (Брахот 60б): «Все, что делают Небеса — к добру». Однако много путей у Всевышнего, одни справа [благословение], другие слева [испытание], и это зависит не от дел человеческих и заслуг, а от свойств Творения и его сущности. И Он, Благословенный, единственный, кто на самом деле знает сущность создания, знает и то, что необходимо ему. Одно нам известно — сущность Творения такова, что для его восполнения необходимы как увеличение [усиление света лица Всевышнего], так и уменьшение [сокрытие]. Это смысл двадцати восьми времен463, упомянутых в книге Коэлет (глава 3), и свидетель, соответствующий им — луна, которая сама восполняется и уменьшается, являясь примером этого явления. И есть в этом глубокое знание, которым обладают мудрецы, понимающие траекторию и пути движения луны и все варианты ее отношения к солнцу в различных состояниях. Ибо они в общем виде соответствуют всем основным аспектам правления, которое приводит в движение Творение и восполняет его согласно его (Творения) природе. Как мы уже объяснили, для этого восполнения необходимо усиление и уменьшение464. Поэтому община Израиля уподобляется луне: «Они в будущем обновятся, как она [луна]» (Сангедрин 42а). Частностей здесь много, и они глубоки. Однако общее правило таково: оборот колеса, влекущего общину Израиля и все Творение к восполнению (в соответствии с их природой, а не по делам их), подобен тому, что на наших глазах происходит с луной, во всех деталях этого явления.
Вместе с тем Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения, соответственно тому, что, как Он знал, подходит каждой из них по ее сущности. Вещь эта скрыта очень глубоко и не была постигнута ни одним пророком и провидцем465, поскольку относится к упомянутым нами выше причинам установлений, которые скрыты от созданных466 и которые мы можем познать только через их следствия. Выходит, что одному человеку в соответствии с его корнем суждено изобилие влияния Всевышнего, которое является одним из путей восполнения Творения. Есть же такой человек, которому в соответствии с его корнем суждено довольствоваться малым влиянием, и это — второй путь восполнения Творения. И у этого различия нет причин, которые были бы связаны с поступками человека; все связано только с тем, как Всевышний распределил между людьми исправление Творения: одно исправление — одному, другое — другому, и каждый идет своим путем.
Но поскольку правосудие в руках Всесильного, впоследствии праведники должны получить награду — и тот праведник, которому были суждены страдания в этом мире, получит награду и за свои добрые дела, и за страдания, которые он терпел. Именно этот образ правления, который не связан с наградой и наказанием [в этом мире], а связан с тем, что необходимо миру в соответствии с его сущностью, мудрецы назвали мазаль467 [судьба]. Смысл этого — установление [судьба], не зависящее от выбора человека и его поступков. Однако, как я уже сказал, это происходит только в этом мире, в будущем же мире нет ничего, кроме награды по делам, мера за меру, и даже доброе слово оценивается наградой.
169.СКАЗАЛА ДУША: Если так, не вынуждены ли мы сказать, что в этом мире нет награды и наказания и они есть только в мире будущем?
170.СКАЗАЛ РАЗУМ: Это не так. Здесь, однако, тебе необходимо услышать важное введение. Сказали мудрецы (Берейшит Раба 25:3): «“И был голод в дни Давида” (Шмуэль 2, 21:1) — пик468 его [голода] должен был выпасть не на дни Давида, а на дни правления Шауля, но поскольку Шауль был деревом бесплодным469, изменил решение Святой, благословен Он, и привел его [голод] в дни Давида»470 (конец цитаты). И еще сказано (Берейшит Раба 55:2): «Трепальщик льна, когда проверяет лен, проверяет его так…»471. Как ты видишь, не всегда Господь, благословен Он, правит соответственно мазалю, но именно тогда, когда, как известно Ему, это принесет пользу. Ведь Он, Благословенный, приготовил очень глубокий порядок восполнения Творения, и установил для него два пути: путь награды и наказания и путь судьбы [мазаля], и Он выбирает иногда один путь, а иногда другой — тот, который в каждый момент лучше для мира. Когда Всевышний идет по пути награды и наказания, то все происходящее в мире соответствует порядку награды и наказания, а когда Он идет по пути судьбы, то все происходит соответственно судьбе и сущности Творения.
И это тоже увеличивает заслугу праведников. Если бы страдания всегда доставались только праведным, то это было бы испытанием, но не столь тяжелым, поскольку тогда, по крайней мере, было бы для них утешение в осознании своей праведности, раз они страдают! И всякий разумный человек несомненно выбрал бы страдания, ведь это страдания праведных, а злодеи не страдают. Но Всевышний хочет дать более трудное испытание, так чтобы люди не могли понять, что делает Святой, благословен Он, с каждым из них. Так, чтобы казалось на первый взгляд: «Все как у всех, одно и то же происходит с праведным и злодеем» (Коэлет 9:2). Это объяснили мудрецы в Мидраше: «Шломо просмотрел все поколения и увидел, что то, что происходит со злодеями, происходит и с праведными» (Ялкут Шимони, Коэлет, 989, и см. там предыдущий пункт). То есть Святой, благословен Он, следит за тем, чтобы то, что происходит со злодеем и является для него наказанием, соответствующим конкретному преступлению, происходило и с праведником, изо всех сил остерегавшимся именно этого преступления! Авраам и Нимрод, и другие, упомянутые в этом мидраше, и реальные события доказывают непреложность этой истины. Это происходит, чтобы дать большую награду праведникам, крепко держащимся за веру, как сказал пророк (Хавакук 2:4): «Праведник верой своей будет жить»472. Ни один человек не может до конца понять, что делает с ним Всевышний, поскольку Он, Благословенный, поступает с ним то согласно мере награды и наказания, то согласно судьбе, как мы уже объяснили. И когда какое-либо событие происходит с человеком, не найдется того, кто мог бы определить: то ли это связано с наградой и наказанием за дела его, то ли это связано с судьбой и просто суждено ему. И касательно любого события есть основания рассуждать и в ту, и в другую сторону, да так, что голова кругом идет от множества предположений. Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что все от Всевышнего, каким бы путем это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нем обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): «Не исправлены пути Всевышнего» (стих переведен согласно Раши). Однако должен человек твердо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовется цельным.
Итог: есть два пути, путь награды и наказания и путь судьбы, и Всевышний выбирает из них тот, который, как Он знает, принесет добро миру.
В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому, кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: «Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания»473. То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Б-г. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством «судьбы», т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49б): «В период перед приходом Машиаха наглость вознесется». Все это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего, как мы уже объясняли474.
Еще одно введение необходимо, чтобы разрешить многие сомнения. Знай: даже в то время, когда Всевышний управляет миром посредством «судьбы», Он так поворачивает происходящее, что даже то, что происходит по закону судьбы, приходит изнутри пути правления награды и наказания. Таким образом пришли страдания раби Йегуды а-Наси, как сказали мудрецы: «С поступком пришли, с поступком ушли»475 (Баба Меция 85: а). Хотя на самом деле эти страдания были страданиями праведника, но такова мера — Святой, благословен Он, соединяет два пути вместе, и даже то, что предопределено судьбой, приходит посредством того, что относится к награде и наказанию, так, чтобы всему можно было найти объяснение, ведь именно вместе с наградой и наказанием приходит все, что должно прийти[57], даже если сами по себе награда и наказание незначительны[58] (т.е. послужили поводом).
Обобщение476: истинная основа управления — это всеобщее исправление всего сотворенного, вращающееся на осях свойств самих созданий, таких, какими создал их Создатель, благословен Он477. И все повороты правления — не что иное как движение к цели всеобщего исправления, к удалению всех недостатков. И есть у этого порядок и законы, непостижимые совершенно. В основе же вращения этих колес действует правление награды и наказания, открытое правление, от которого зависят все законы неба и земли478. Однако внутренний смысл всех порядков и законов связан с упомянутым общим исправлением, поскольку это не два противоречащих образа правления, напротив, правление всеобщего исправления является основой. Просто Господь, благословен Он, знал в своей непостижимой мудрости, как установить законы награды и наказания, необходимые все время движения, так, чтобы их действие соответствовало и подводило к тому, чего требует правление всеобщего исправления. Поэтому образ правления награды и наказания не выходит за рамки образа правления всеобщего исправления, а напротив, соответствует ему и соединяется с ним, т.е. само влияние образа исправления приходит путями награды и наказания, как мы уже объяснили.
И знай, что не дал Всевышний созданиям возможность постичь высший порядок правления — ни порядок, ни его аспекты, и не открыл соотношение между этим образом правления и образом правления награды и наказания. Этого не понимали ни пророки, ни провидцы. Они видели то, что видели, но не постигали с полной ясностью, и всегда оставались со многими сомнениями, в ключе того, как объяснили мудрецы стих Торы (Шмот 33:19): «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (см. Брахот 7а)479.
И знай, что плод добрых дел, совершаемых праведниками — это то наслаждение, которые они получат в мире награды, мире вечности. Однако есть в их добрых делах и то исправление, которое они уже сейчас приносят Творению, согласно его строению, и, соответственно, есть награда, которая положена им за совершенное исправление480. Поэтому Всевышний должен рассматривать дела человеческие такими, какие они есть, и судить их по тем следствиям, к которым они фактически приводят, соответственно тому, что Он оставил человеку для исправления во всем Творении. И это должно устанавливаться в соответствии с той сущностью Творения, которую дал ей Всевышний, и согласно всем аспектам, которые можно выделить в природе Творения.
И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот — если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его. Исправление, пришедшее после разрушения — не то же самое, что исправление после другого исправления или исправление после двух разрушений, и так до бесконечности, всего не передать словами. Каждое действие судится в контексте движения всего сущего, в соответствии с прошлым, настоящим и будущим481, поскольку всеобщее исправление Творения происходит как результат всего, что произойдет за шесть тысяч лет — все время существования этого мира.
Господь, благословен Он, будет судить каждую вещь на основании трех упомянутых времен, поскольку следствие каждого действия зависит от того, что предшествовало ему, от того, как оно происходило, и от того, что пришло за ним. И после всего этого суда будет установлена награда будущего мира, награда, соответствующая делам, и это очевидно. В день великого суда Господь, благословен Он, на глазах всех созданий развернет простыню482, на которой — все, что свершилось со дня создания человека и до этого дня. И каждый увидит прямоту Его правосудия во всех Его деяниях, малых и больших, и узнает, что присуждено ему истинным судом на время получения награды в будущем мире[59]. А затем выйдут праведные для получения награды, каждый по делам его.
171.СКАЗАЛА ДУША: Безусловно, я выучила очень много. Теперь, по крайней мере, у меня есть некое рациональное объяснение Б-жественного провидения, которое устраивает разум. Кроме того, я увидела великое значение служения человека, узнала, что такое служение и какая от него польза. Я увидела также, какие есть источники событий, происходящих в разные времена: качество суда Его, благословен Он, и качество милосердия, и судьба, и главное — намерение, заложенное во всем этом. Я поняла сущность человека в это время и его возвышения тогда, когда придет время возвыситься. Поняла смысл прихода Машиаха и воскрешения мертвых. А главное — усилилась моя вера в то, что все происходит от Него, благословен Он, от Его глубокого замысла, и что нет ничего случайного или бесполезного, ни в малом, ни в большом. Все это части одного колеса, вращающееся в мире, цель движения которого — дать полное исправление всем созданным, и общее исправление будет концом вращения. И я буду считать, что до сих пор были изложены общие основы мудрости483. Дальше же последуют объяснения, помогающие понять все тонкости существования этого мира, а это каждый человек понимает в зависимости от своей природы. Мне же достаточно того, что у меня в руках — основы, дающие, по крайней мере, ясное понимание моей вере484.
451Это правление единства, о нем уже много сказано выше как о пути правления Всевышнего. Далее оно будет объяснено с точки зрения созданий, принимающих — что оно определяет в сущности и в судьбе людей и в их предназначении.
452Как сказано в стихе: «Лучше открытое наказание, чем скрытая любовь» (Мишлей 27:5).
453В то время как согласно правлению награды и наказания возможно такое, что зло всегда будет существовать в мире служения, как объяснялось в п. 44 и ниже.
454Не только создания и все Творение очистится в будущем, но и сам образ правления будет исправлен и очищен. Поскольку именно то правление, которое дало место злу, в конце концов приведет к его уничтожению вследствие событий и перемен в самом правлении.
455Всевышний уничтожит зло в будущем не заменой первоначального образа правления, в соответствии с которым Он создал зло, как будто человек, пожалевший о своих действиях. Причина, по которой появилось зло — раскрытие единства — послужит причиной и для уничтожения зла, как объясняется в п. 58.
456В п. 40.
.
457Зло не может усилиться, когда Всевышний правит силой правосудия, дает награду праведному и наказывает злодея.
458Унижение истины и передача власти в руки наглости и испорченности — это часть приготовлений к приходу Машиаха, чтобы увеличить его свет.
459Посредством того, что зло используется как средство для познания единства.
460За то, что ради исправления мира примут свои несчастья с любовью и не пошатнутся в вере в то, что Всевышний действует совершенно (т.е. в любом случае справедливо).
461Выходит, что заслуживают раскрытия единства не просто как подарка даже те, кто не праведен, поскольку они представляют собой единое целое с праведниками, входя в народ Израиля.
462В книге «Клах Питхей Хохма» объясняется, что мы не можем понять причины бытия и сущность Творения, т.е. почему Всевышний создал Творение именно в такой форме и именно с таким количеством уровней и аспектов, а не любым другим способом. Однако из того, что Творение создано именно таким, мы можем понять, каково назначение каждой из частей Творения и каким образом они приводят к открытой нам цели.
463Времена увеличения и ограничения, установленные изначально, в соответствии с тем, что определил Всевышний как рамки для служения, согласно конечной цели Творения.
464Движение луны происходит от состояния недостатка света к его увеличению. Так же и народ Израиля придет к совершенству с помощью всех метаморфоз уменьшения и увеличения влияния, ограничения и усиления света, которые необходимы для достижения цели Творения.
465Невозможно понять, почему доля этого праведника — быть «праведником, которому плохо», а доля другого — быть «праведником, которому хорошо», если оба они совершенные праведники! Поэтому ответил Всевышний Моше: «И проявлю милость к тому, к кому проявлю». Так же, как невозможно понять причины Творения — почему оно сотворено так, а не иначе — так же невозможно понять, почему доля этого праведника такая, а доля другого — другая (см. выше, п. 78 и прим.).
466Если бы мы знали причины установлений Всевышнего, а также причины и источники образа правления — то не было бы испытания и не было бы свободы выбора. Так сказано в книге «Клах Питхей Хохма»: «Все служение человека зависит от того, что высшее знание скрыто от него. Если бы люди знали, то не было бы выбора, награды и наказания…».
467Мазаль — от слова нозель — течет, т.е. то, что приходит сверху, установлено человеку небом как его доля в служении Всевышнему.
468Комментарий «Матанот Кэуна» от имени Раши и «Арух» объясняет употребляемое в оригинале слово как «сила и власть».
469Здесь употреблено слово шикма, которое объясняется как «дерево, не приносящее плоды».
470В продолжении мидраша сказано: «Это похоже на то, как Шило согрешил, а Юхна был наказан — удивительно! (Т.е. мудрецы удивляются, как одни могут быть наказаны за поступки других; Шило и Юхна — просто имена.) Сказал раби Хия бар Аба (это ответ): “Это подобно стекольщику, у которого была корзина, полная посуды. Когда он захотел ее повесить, то прежде принес крепкий кол и вбил его (т.е. не довольствовался обычным крюком, которым пользовался для обычных вещей), и только после этого подвесил корзину. Поэтому не пришел (голод) во время слабых людей, а пришел во время сильных, способных его выдержать”.» Голод должен был прийти в дни Шауля как наказание, как сказано: «За (грех) Шауля, и за дом крови (т.е. уничтоженный Шаулем город коэнов), за то, что умертвил гивъоним». Однако поскольку Шауль не мог выстоять в этом наказании, голод пришел в дни Давида, как мазаль, как доля Давида в исправлении Творения и см. далее, о том, что мазаль не приходит совсем без суда и в нем тоже присутствует правосудие.
471Так говорит мидраш: «Трепальшик льна, когда лен слабый, не бьет его слишком сильно, а когда лен хороший, он бьет его сильно. Почему? От этого он (лен) становится еще лучше. Так и Всевышний не испытывает злодеев. Почему? Они не могут выстоять… Кого же Он испытывает? Праведных, как сказано: “Всевышний проверит праведника”».
472См. п. 124, прим. 239.
473В период, когда Всевышний уходит как с трона правосудия, так и с трона милосердия, нет ни награды, ни наказания.
474Так сказано в «Клалим Ришоним»: «Всевышний не пользуется постоянно одним образом правления; иногда Он пользуется “наградой и наказанием”, иногда упомянутым нами правлением, называемым мазаль — это путь установления, а не суда по делам. Это происходит, когда известно, что люди сильны и могут выстоять в этом, и таков смысл сказанного: “Всевышний праведника проверит”. А в конце изгнания Всевышний пользуется в основном этим путем (мазалем), поскольку в это время он намеревается дать общее исправление миру и поэтому должен пользоваться правлением единства, чтобы из великого сокрытия родилось великое открытие». Эти слова — важнейшая основа в понимании правления Всевышнего. Они дают возможность понять тяжелые испытания, пришедшие на наше поколение — поколение перед приходом Машиаха.
475Несчастья пришли к Раби не потому, что он не пожалел теленка, ведомого на бойню, сказав: «Иди, для этого ты создан»; это были несчастья, посланные ему из любви. Однако описанное событие послужило причиной (толчком) для появления несчастий. Поэтому сказали: «посредством» поступка пришли, и не сказали: «из-за» или «за» поступок пришли.
476Здесь Рабейну возвращается к общему объяснению правления Всевышнего, к тому, что и правосудие, и судьба действуют вместе.
477Всевышний создал всякое создание в соответствии с его ролью во всеобщем исправлении, как сказано выше: «Вместе с тем, Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения». И дал каждому качества и инструменты, необходимые для выполнения его роли. Как сказали мудрецы: перед рождением человека ангел объявляет, быть ему бедным или богатым, умным или глупым, сильным или слабым; однако ангел не объявляет, быть ему праведным или злодеем (Нида 16б).
478Все законы неба и земли сформированы на законах правосудия. Однако их глубинное, внутреннее обоснование связано со всеобщим исправлением, в которое вплетается правление правосудия, как объясняется далее.
479Всевышний милостив к тому, к кому хочет, даже если тот не достоин этого, т.е. не по делам его, а ради необходимой цели Творения в соответствии с высшим образом правления. Пути и законы этого образа правления не были ясны и понятны пророкам, включая Моше (см. п. 8, прим. 3). Поэтому им не было ясно отношение этого образа правления к правлению награды и наказания, т.е. какова доля каждого из образов правления в конкретных событиях и когда один или другой образ является главным. Всевышний скрыл это знание от пророков, чтобы появились испытания веры.
480Прежде всего необходимо установить, какое исправление совершило это действие в Творении в качестве звена в цепи исправлений, необходимых для приведения Творения к цели. Затем устанавливается награда, соответствующая сути и силе совершенного исправления.
481Так говорит Рабейну в «Маамар Хохма»: «Закон вершится с учетом всего — прошлого, настоящего и будущего, и это смысл слов: “Ты помнишь совершенное в мире” — это прошлое… “Ты помнишь все, что делается” — настоящее… “Все открыто и предвидится Тобой…” — будущее».
482Как сказано в писании (Дварим 22:17): «И развернут простыню», а Раши объясняет: «Доказательства, ясные (белые) как простыня».
483Объяснения важнейших положений истинной мудрости (Каббалы) приведены в этой книге, а множество других сведений — это частности этих положений.
484В начале книги сказано, что мы обязаны знать и прояснять единство, чтобы укоренить в сердце основы веры, — и здесь мы достигли этой цели.
[57]Эту основу объясняет также Маараль в книге «Гвурот А-Шем», комментируя слова мудрецов, сказавших, что египетское изгнание было предопределено потомкам Авраама из-за того, что он спросил: «Как узнаю?..» И так говорит Маараль: «И пусть не покажется тебе затруднительным понять, что так много весил грех Авраама, что принес такое тяжелое наказание его потомкам. Несомненно, само по себе должно было произойти так, чтобы существование Всевышнего стало известно в мире. Нужен был грех, чтобы это действие (изгнание) реализовалось. Ведь в конце концов была зависимость и страдания, и это не могло произойти совсем без греха. Однако для этого был нужен только небольшой грех, чтобы перевесить чашу весов». На основании этого мы можем понять многие главы в Торе и высказывания мудрецов.
[58]В предыдущем абзаце сказано, что «есть время, когда Всевышний не правит миром посредством награды и наказания, а правит посредством мазаля». А здесь сказано, что и мазаль связан с наградой и наказанием. Объяснение таково: когда Всевышний правит миром посредством мазаля, то события устанавливаются в соответствии с тем, что необходимо для этого правления, а с наградой и наказанием у них есть только отдаленная связь. Другими словами, в рамках обычного правления правосудия эти события не должны были бы произойти, т.к. только по самой строгой мере закона они имеют отношение к правосудию. Ведь даже за очень легкий грех следовало бы тяжелейшее наказание, потому что это — нарушение воли Всевышнего, как говорит рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува»: «Безгранично зло нарушающего волю Всевышнего», но обычно правосудие не действует со всей тяжестью меры суда, поскольку качество доброты участвует в вынесении приговора. Однако если с точки зрения правления судьбы (мазаля) событие обязано произойти, то качество правосудия соглашается с этим с точки зрения максимальной строгости закона, даже если грех очень мал. Однако это — не обычный путь для правления награды и наказания.
[59]См. Таргум в конце «Коэлет» на стихи «В конце концов все будет услышано»: «Потому, что все дела Милосердный приведет к правосудию, все скрытое». Так говорит Таргум: все, даже скрытое, в будущем откроется на глазах у всех, поскольку любое действие имеет отношение к всеобщему исправлению Творения и поэтому касается всех. Именно под этим углом зрения будут судиться и оцениваться все дела, малые и большие, и будет понятна прямота правосудия и доброта Всевышнего. См. выше, п. 54, и в конце п. 146 (прим. 346): там сказано, что понимание глубины справедливости правления Всевышнего — т.е. пути, которым Он приводит все к исправлению Творения и в котором открывается Его единство — это и есть награда праведных в будущем мире.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей