Из цикла «Даат Твунот», темы: Человек, РАМХАЛЬ, Время, Даат твунот
172.СКАЗАЛ РАЗУМ: Еще я объясню тебе значение времени, которое движется одинаково для всех людей485. И мы найдем в нем различия, связанные с самим течением времени, т.е. не с делами, которые в рамках этого времени произошли, а с самим конкретным временным периодом486. Это то, что сказал Коэлет (3:1): «Всему свое время и свой период для каждой вещи»487. Понятно, что и у этого явления должен быть соответствующий источник.
173.СКАЗАЛА ДУША: Я бы очень хотела ясно понять это.
174.СКАЗАЛ РАЗУМ: Посмотри — каждая звезда и каждое созвездие оказывает свое, особенное влияние на этот низменный мир488, и тот, кто находится под влиянием одной звезды, не подвергается влиянию другой. И все получающие влияние получают его от своих источников, постоянно, где бы они ни находились489. Однако кроме этой особой функции (т.е. того, что они оказывают влияние на подвластных им) у звезд есть еще и власть в круговороте времен. Между двумя этими видами власти есть большая разница. Та власть, которой обладают звезды над относящимися к каждой из них вещами — власть, затрагивающая саму суть объектов, подверженных их влиянию490; все аспекты этого объекта зависят от соответствующей звезды, и сама его суть с ней связана. Однако власть, связанная с круговоротом времен — власть общая, и находящийся у власти властвует над всем миром: как над созданиями, относящимся к нему, так и над теми, которые не относятся491. Но с другой стороны, эта власть не является полной ни над одним из созданий, и они (создания) получают от этой звезды только некоторую инициативу. Безусловно, эта власть тоже оставляет заметный след во всем Творении, ведь Всевышний ничего не делает напрасно. Однако не это является собственно действием звезд, а их воздействие на создания, связанные непосредственно с ними.
Этот пример позволяет показать явления гораздо более высокие и скрытые. Мы видим, что Господь, благословен Он, создал множество видов влияния для воздействия на созданных Им, — влияния, предназначенные для каждого из созданий, и кроме этого установил круговорот власти для всех этих видов влияний, т.е. сделал так, чтобы порядок смены их власти соответствовал порядку смены времен. Каждый день в правлении миром главенствует одно из влияний, и именно оно является общим и распространяется на все Творение, хотя его действие в этой власти не является его главным действием, как оно действует на создания, непосредственно связанные с ним. И тем не менее во всех созданиях проявляется нечто, соответствующее этому влиянию, некие его следствия. От этого также зависит особенная святость праздничных дней, и все остальное, зависящее от времени492. Однако нужно различать то, что я тебе объяснил: разницу между специфическим воздействием каждого из влияний, не зависящих от времени, и его циклической функцией, не настолько существенной, чтобы затрагивать внутреннюю суть принимающих это влияние.
Таким же путем создан человек со всеми периодами его существования, ведь ты уже слышала, что периоды жизни человека аналогичны порядкам высшего влияния. Ведь несомненно, что в каждый из периодов человек управляется тем влиянием, которому соответствует сам период, но не с точки зрения следствий, рожденных этими влияниями, а с точки зрения зрелости его тела и органов493. Я рассказал тебе достаточно для понимания и постижения истины в тех основах, о которых ты меня спрашивала, и больше мне добавить нечего.
485Есть источники влияний, которые господствуют в разные времена, и есть у них особенная власть над конкретными людьми, и называют их мазалем (судьбой). Вместе с тем, есть влияния, зависящие от смены времен, которые влияют на всех людей в одинаковой мере, как объясняется далее.
486Влияние, оказываемое в рамках различных периодов времени, действует как фактор, влияющий на результаты действий, совершаемых на фоне этого времени. (Например: духовный результат исполнения заповеди в будний день отличается от результата того же действия в субботу).
487См. в конце п. 160.
488Так сказано в книге «Путь Всевышнего»: «Все аспекты материальных явлений имеют свои корни в “отдаленных” (духовных) силах. Там они укоренены всеми способами, которыми должны укореняться. Однако затем они должны реализоваться и перенестись в материальность в той форме, в которой они должны там существовать. Для этого приготовлены колеса (сферы) и их звезды, через них проходят и осуществляются внизу, в материальности, все те аспекты, которые возникли и были приготовлены вверху. Вместе с тем, еще одно свойство установил Творец для звезд. Также и события, происходящие с созданиями, и их достижения, после того, как они приготовлены вверху, проследуют посредством звезд вниз, в той форме, в которой они должны произойти. Например: жизнь, богатство, мудрость, потомство и т.п. — все это приготовлено вверху в корне (т.е. в принципе) и реализуется внизу, в соответствующей форме, посредством звезд. И все материальные создания связаны властью звезд, согласно порядку их обновлений и согласно влиянию, исходящему из этой системы, и согласно связи с ней каждого человека».
489Например: рожденный под властью звезды Маадим находится под его влиянием даже тогда, когда другое созвездие правит миром.
490Она определяет сущность и свойства созданий, находящихся под властью этого влияния, каждый в соответствии с мазалем, определенным ему. Например: человек, рожденный под звездой Маадим («кровавая звезда», Марс) имеет склонность к жестокости и может пролить кровь. Он должен использовать эту склонность ради добра — стать шойхетом или моэлем, как объясняет Талмуд (Шабат 156а). Это и есть значение особенной власти звезд над созданиями, рожденными под ними.
491Есть общее влияние звезды на все Творение в то время, когда звезда находится у власти. Например, в то время, когда господствует Маадим (см. выше), существует определенная склонность к жестокости во всем мире.
492Есть люди, удостоившиеся постоянного влияния святости (в соответствии со своей ролью), которой другие удостаиваются только в определенное время, например, в субботу или в праздник. Это подобно тому, как звезды оказывают особенное влияние на определенных людей, а с другой стороны оказывают общее влияние на всех людей во время своего господства.
493Этапы развития и взросления человека, его детство и зрелость аналогичны изменениям влияний в разные времена. Как человек переходит из детства, когда его тело и разум еще не развиты, к зрелости и развитию телесности и духовности, так же есть разница между влияниями в разные времена. Есть время, когда святость ограничена — будни, а есть время усиления святости — суббота и праздник.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.