Темы: Ецер аРа, Соблазн, Раскаяние, Хасидские рассказы, Добро и Зло
Однажды великий мудрец Торы, рав Хаим Хелберштам, руководитель общины хасидов из Санза зашёл в один дом и встретил там пожилых евреев, играющих в карты. Увидев великого мудреца, заставшим их за таким непристойным занятием, они очень перепугались. Но праведный мудрец их успокоил и сказал: Присядьте поближе и я расскажу вам что произошло во времена магида из Межеритч. В одном городке, недалеко от Межеритч, жил праведный молодой еврей, студент ешивы, большой знаток Торы. Он проводил ночи в изучении Торы и молитвах с таким же усердием, как и дни. Отдалялся от всех мирских удовольствий. Не вёл ни с кем бессмысленных разговоров. Когда это заметило дурное начало — «Йецер Ара», то пыталось стать ему на пути, но каждый раз все попытки оказывались тщетными. Йецер не успокаивался и делал всё новые и новые многочисленные попытки оторвать этого молодого мудреца от его праведных занятий. Но молодой ученик каждый раз побеждал злое начало и не оставлял ему никаких шансов.
В один день Йецер Ара пришел в городок, где проживал этот молодой студент ешивы, перевоплотившись в пожилого праведного еврея — мудреца Торы. Он зашёл в ешиву, в которой учился этот молодой еврей, и начал углублённо изучать Гмору. По прошествии нескольких дней, обратился «пожилой мудрец» к молодому еврею побеседовать с ним о Торе и убедил его в своих глубоких и проницательных познаниях Торы до такой степени, что молодой ученик очень обрадовался новому другу и возможности учиться вместе с ним.
На следующий день подошёл пожилой мудрец к нему и задал трудный вопрос на сложное место в Гморе. Молодой еврей поискал в книгах комментариев и нашёл подходящий ответ. На следующий день пожилой мудрец показал сложное объяснение у Рамбама. Молодой студент поискал в трудах Рамбама и других комментаторов, но не нашёл ответ. Тогда пожилой попытался сам прокомментировать, но молодой отклонил его ответ, т.к. посчитал его не убедительным. И так они провели весь день в учёбе. Молодой еврей очень привязался к своему новому пожилому коллеге и их беседы углублялись в русло веры во Всевышнего и как правильно нужно ему служить. «Пожилой мудрец» справился у молодого, или он бывает у какого нибудь мудреца. Молодой ему ответил, что никуда и ни к кому не ездит из опасений оторваться от изучения Торы. Тот удивился и спросил: «Как можно изучать Тору и служить Всевышнему по-настоящему без совета мудреца? Или ты не слышал про великого магида из Межеритч и свет Торы который там сияет? Разве все великие мудрецы и праведники не ездят к нему учиться служить Всевышнему ?». Молодой праведник ответил ему, что несмотря на то, что он слышал про него и уже давно хотел к нему попасть, но он опасается что дорога оторвёт его от занятий Торы. И если его пожилой коллега хочет поехать к этому праведнику, то он готов его сопровождать в дороге и они смогут всю дорогу продолжать изучение Торы. Они договорились между собой отправится в дорогу в начале ближайшей недели.
На следующий день после субботы каждый взял с собой талит и тфилин и отправились в дорогу. Это был жаркий летний день. Когда пришло время отдохнуть от утомительной дороги они не смогли найти еврейского местечка . Выбора у них не было и они продолжали идти. Тем временем солнце скрылось за горизонтом и сил у них не осталось. И тогда они зашли в какую-то деревню , постучались в дом к нееврею и попросили место переночевать. Хозяин дома сказал им, что он готов впустить их на ночлег, но он не переносит всяких еврейских «штучек» омывать утром руки и всякие другие непонятные вещи. Молодой мудрец был голоден и изнывал от жажды, но отказался попросить у хозяина дома даже попить воды. Он также отказался прилечь на кровати, чтобы не уснуть из опасения, что утром у него не будет возможности омыть руки.
Но усталость его победила. Он из последних сил сказал «Шма Исраель», лёг в кровать и погрузился в глубокий сон на всю ночь. Ни тикун хацот, ни предрассветные занятия Торой, к которым он был склонен каждое утро перед утреней молитвой . Когда он проснулся на следующий день, было уже за полдень. Прошло время утренней «крият Шма» и воды для омывания рук у него нет. И залился он горькими слезами за всё, что с ним происходит, но изменить ход вещей он не мог.
В послеобеденные часы они оставили дом, в котором заночевали. Не омыв рук и не помолившись, в надежде, что доберутся до еврейских мест и там омоют руки, помолятся и перекусят. Они шли долгие часы, но до мест, где бы проживали евреи не дошли. Их силы истощились и к вечеру они достигли какой-то деревни. Они вошли в дом нееврея и попросили чего нибудь перекусить, что бы оживить свои души. Сказал им хозяин: «Я дам вам хлеба, при условии, что вы не будете омывать руки перед едой, так как я не терплю еврейских обычаев».
Молодой ученик разразился слезами и сказал своему спутнику: «Я готов умереть, но не стану есть хлеб без омовения рук». Спутник начал ему объяснять, что столько дней в пути без еды это опасно для жизни. И это строгий запрет из Торы подвергать жизнь опасности. А омовение рук всего лишь постановление мудрецов. И при опасности для жизни позволено нарушать запреты из Торы и разумеется это важнее постановлений мудрецов. «Ты на глазах угасаешь» — сказал ему. Молодой ученик поддался его уговорам и согласился поесть не омывая рук.
По окончании трапезы легли отдыхать. В эту ночь, как и в предыдущую проспал молодой еврей глубоким сном всю ночь, не проснувшись ни на тикун хацон, ни для занятий Торой и пробудился только на следующий день к полудню. На этот раз им так же не было воды для омовения рук. Хозяин нееврей хотел дать им подкрепится хлебом, но молодой еврей не согласился на этот раз есть не омыв рук. Они надеялись что наконец-то доберутся до еврейских мест и там смогут поесть по всем еврейским правилам. Они были не очень голодны, так как перекусили ночью и в этой ситуации не было опасности для жизни.
Они продолжили свой путь и так же на третий день не нашли на своей дороге еврейского дома. Они весь день с трудом волочили ноги, пока не иссякли силы и к вечеру опять добрались до незнакомой деревни. Зашли в какой-то дом и попросили хоть чего-нибудь съесть, что бы оживить свои души. Сказал им нееврей, хозяин дома, что у него в доме ничего нет, кроме свиного мяса. Услышав это молодой еврей разразился плачем. Несмотря на то, что был уставший и голодный, он не хотел слышать никаких уговоров своего старшего мудрого наставника, что из за опасности для жизни он по еврейским законам обязан есть то, что есть. Но тот говорил в резкой форме и убедил его, что он убивает себя. В конце концов молодой еврей поддался уговорам и отъел свиного мяса. После еды он лёг и уснул в доме нееврея. Когда проснулся утром, то увидел, что он лежит среди поля и его друга мудреца рядом нет. В этот момент он понял, мудрец был на самом деле переодетым Йецер Ара ( дурное начало). Он тут же начал анализировать, сколько нарушений он сделал за последние три дня и сколько времени он потратил впустую, не изучая Тору. Размышляя обо всём этом он горько плакал.
Молодой еврей твёрдо решил вернуться домой и покаяться во всём, что произошло. Он продолжил свой путь, пока не забрёл в небольшой городок. Спросив название городка , получил ответ, что это Межеритч и обрадовавшись, что добрался до места, где проживал великий праведник, он зашел в Бейт Мидраш, омыл руки и поблагодарил Всевышнего, что привёл его туда, где еть евреи. После этого он пошёл помылся и окунулся в миквэ. Вернулся в Бей Мидраш, помолился и горько плакал в раскаянии. После этого пошёл к дому магида.
Как только он ступил на порог дома магида, вскричал Рав: «Убирайся из моего дома нечестивец!». Когда услышал, что магид назвал его «нечестивцем», разрыдался горькими слезами и попросил у магида, что бы направил его верным путём к раскаянию, так как это то, чего он действительно желает и он готов принять на себя разные посты и покаяния. Пожалел его магид и указал правильный путь к исправлению.
Молодой человек вернулся домой и строго выполнял всё, что ему повелел магид из Межеритч. Также ещё добавил и от себя. Целыми днями сидел и учился приняв на себя посты и покаяния, пока душа его не оставила. Когда он попал на высший суд небес, присудили ему Ган Эден, в той его части, где находятся души по-настоящему раскаявшихся евреев.
Праведный цадик из Санза продолжил свой рассказ:
В один день, когда Сатан прогуливался по Ган Эдену, разглядывая или нет там кого из его знакомых, вдруг наткнулся на того молодого еврея и когда он увидел, что тот сидит на почётном месте раздался криком: «Это что здесь такое происходит? Не это ли мир истины? Сколько сил я потратил и как мне приходилось изловчатся, что бы он сделал все свои проступки и вот сейчас он сидит здесь, в таком уважаемом месте? » Пришли ангелы из высшего окружения и объяснили ему, что этот человек полностью раскаялся в своих поступках и умер он в процессе раскаяния, но Йецер Ара отказался принимать их доводы и закричал, что он уходит со своей должности. Он также отказался слушать назойливые уговоры небесных ангелов не оставлять своей работы. За неимением другого выбора его увольнение было принято и на должность Йецер Ара был принят новый ангел.
Как-то раз встретились смещённый Йецер Ара с новым и поинтересовался тот его делами, как он справляется со своими обязанностями. Ответил ему новоиспечённый:
«Я очень доволен своим назначением и даже очень преуспел в своей работе». Сказал ему предшественник: «Ты что мне такое рассказываешь? Ты молодой и ничего не видел в своей жизни. Я прослужил в своей должности больше пяти тысяч лет и ни разу не сказал, что мне хорошо на этой работе. Всегда было много неприятностей. А ты только начал и сразу доволен? Как ты можешь объяснить такое?» Ответил ему молодой Йецер Ара: «Ты был глуп и не понимал своей работы. Ты приходил к молодым и тяжело работал что бы уговорить их совершать проступки и когда тебе это наконец-то удавалось, они тут же сожалели о содеянном и успевали полностью раскаяться. И все твои труды пропадали даром. Я умнее тебя. Я завожу дружбу со стариками. Во первых с ними легче преуспеть и в придачу к этому у них уже нет времени раскаяться, так как они тут же умирают».
И окончил праведный рав из Санза свой рассказ: «Вы уже находитесь под властью нового Йецер Ара…»
Автор перевода Авраам Эзрин.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»