Из цикла «Даат Твунот», темы: Человек, Испытания, Цель творения, Первородный грех, Сотворение мира, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Даат твунот, Добро и Зло, Ангелы, Самосовершенствование, Материальность
124.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сущность человека построена в мудрости, бесконечной по глубине. Господь, благословен Он, создал множество великих созданий, одно выше другого, и каждое из них выполняет свою функцию, ничто не создано напрасно, и все основано на одном фундаменте: то, чего хочет Господь, благословен Он, от человека — чтобы исправил он все недостатки создания и возвышал себя ступень за ступенью, пока не станет причастен к святости Его, благословен Он. И положил Он перед человеком все возможности удаления и их следствия, и все возможности приближения и их следствия226, и все это вещи глубокие и великие, и всему предстоит претерпеть великие превращения, достигнув в конце всеобщего совершенства.
И пожелала воля Всевышнего, чтобы рука человека касалась всего множества вещей, так чтобы все они приводились в движение его движениями и делами. Это сложные механизмы, подобные шестеренчатым227, в которых зубчатые колеса сцеплены одно с другим, и маленькое колесико приводит в движение множество больших колес. Так Всевышний соединил все созданное им общими связями, и всех их привязал к человеку, сделав его двигателем, дела которого приводят в движение все остальные. И покрыл это все кожей и мясом материи так, что глаз не видит ничего, кроме поверхности тела. Однако на самом деле внутри скрыты огромные возможности, созданные Всевышним для миссии и служения, способные возвысить и увеличить святость либо принизить и уменьшить святость, не дай Б-г, во всем многообразии ситуаций. И все это осуществляется посредством души и всех ее частей, которые находятся в теле228. Это то, о чем сказал царь Давид (Псалмы 40:6): «Много [чудесного] сделал Ты, Господь, Всесильный мой! Чудеса Твои и замыслы — для нас»; и также сказал (Псалмы 139:14): «Вознесу Тебе благодарность за то, что чудесно устроен я, чудесны деяния Твои, и душа моя это знает»*. Потому что тело не постигает эти великие вещи так, как душа, ведь они проявляются в духовности, а не в телесности.
Одна из составляющих этого механизма — зло во всех его проявлениях, и все это необходимо для первого состояния человека, когда он находится в этом мире. И связано это все229 с раскрытием единства Всевышнего, т.е. открытием света из тьмы, когда из первоначального сокрытия лица в конце откроется единство. И пойми, что Всевышний хотел, чтобы единство прояснилось на деле, и это происходит посредством всего круговорота, который Он, благословенный, вращает в мире, как написано (Йешаягу 43:10): «Ради того, чтобы узнали вы и поверили Мне, и поняли, что Я — это . . . Б-г…», и также (Дварим 32:39): «Увидите тогда, что Я, Я это…». Поскольку вначале230 хочет Он провозгласить это на деле, и движет все вращение колеса к этой точке. А когда это будет достигнуто, т.е. единство прояснится на деле, наступит время приближения и постижения, когда смогут создания приблизиться к Нему, благословен Он, и насладиться раскрытием совершенства единства Его231, насладиться святостью и непрерывно постигать совершенство Его, глубже и глубже, безгранично и до бесконечности.
Таким образом, мы видим, что существуют два образа действий Всевышнего, благословен Он. Первый образ действий — это то, что будет, когда прояснится единство Его и люди поверят в него по-настоящему. Говоря в общем, это награда и воздаяние, детали которых недоступны нам сейчас, когда мы находимся в наших телах. Одно известно точно: что принцип награды — это наслаждение сиянием святости Его, как сказали мудрецы (Брахот 17а): «Праведники сидят, увенчанные коронами, и наслаждаются присутствием Творца». И нет сомнений, что это будет включать множество разных наслаждений, ведь даже в нашем мире, который проносится тенью, есть несколько видов удовольствий, которыми наслаждается человек, хотя в основном все эти удовольствия чувственные. Тем более это будет так в мире, сама суть которого — добро. И несмотря на то, что добро будет одного вида — духовным, а именно осмыслением и приближением к Всевышнему, аспектов этого добра будет множество. Это то, что говорил я тебе о влиянии Его, которое создано только ради того, чтобы произвести на свет духовное и святое232. Второй образ действий — это то, что делает Всевышний в период, когда истина только раскрывается и ее раскрытие еще не завершено. Это период от начала творения до будущего освобождения, да будет оно скорым, о котором сказано (Захария 14:9): «И будет Всевышний царем на всей земле, в день этот будет Всевышний один и имя Его едино».
Однако механизм, о котором мы говорили, связан именно со вторым образом действий, раскрытием единства Его, происходящим посредством первоначального сокрытия лица. И часть этой системы — зло, как мы уже говорили. И хотя зло само по себе — это недостатки, разрушение и смерть, однако в сочетании с остальными составляющими системы зло несет благо человеку233, поскольку именно со злом связана заслуга и возможность служения человека, ибо оно создано быть побежденным, а не победить. То есть оно подобно камню из притчи, который лежал на перекрестке дорог, чтобы быть сточенным людьми, как мы говорили выше234.
Обрати внимание: поскольку зло создано, чтобы быть уничтоженным, необходимо различать в нем два аспекта — с точки зрения его бытия и с точки зрения его уничтожения, т.е. его начала и его конца. И если с точки зрения начала оно — несомненное зло, то с точки зрения конца оно тоже ведет к добру235. Ведь даже в период, когда зло еще имеет силу и побеждает, из него тоже следует добро, поскольку это та самая тьма, из которой откроется свет высшего совершенства в будущие времена. И еще, как мы уже объясняли выше, это максимальное прояснение истинности единства Творца236, чем больше усиливается зло, тем ярче будет истинность Его единства, когда зло будет уничтожено. Кроме того, зло становится причиной возвышения человека, победившего его, как в притче о блуднице и царском сыне (Зоар, Трума 163:1). И, наконец, благодаря злу существуют по-настоящему служение и плоды труда человека, который исправляет все созданное своими руками, исправляет недостатки и как будто становится соавтором Творца в мире.
Есть еще и испытание, которому зло подвергает праведников. Речь идет не о совращении их на путь преступления, а об испытании сокрытием лица. Ведь Всевышний сказал через всех пророков, что Он непрерывно управляет всеми созданиями и следит за каждым человеком, чтобы воздать ему по делам его. «Милосердный верен, и нет обмана». Но открыв эту истину, Он тем не менее управляет миром посредством глубоких причинно-следственных связей и далеко идущих замыслов, да так, что на первый взгляд создается противоположное впечатление, и иногда кажется, что все происходит по воле случая, «все как у всех»237, и как будто вознаграждается злодейство, а служащие Всевышнему не получают должного за труды свои238, взывают и не слышат ответа, и еще многое, чему Всевышний позволяет происходить, дабы испытать этим сердца человеческие. Это то, что сказал царь Давид, мир ему (Псалмы 73:2—3): «Почти подкосились ноги мои… из-за ревности к грешникам». Именно в этом испытание — проверить, устоит ли человек в вере своей и хватит ли у него в сердце твердости, чтобы сказать: Милосердный верен, и нет в Нем обмана, хоть мы и не понимаем путей Его. Об этом сказал Хавакук (2:4): «Праведник верой своей будет жить»239. Очень далеко пришлось отстраниться высшему совершенству, чтобы дать злу возможность окутать мир тьмой и испытывать праведных. И теперь представь себе, насколько любимы будут Всевышним праведники, которые выдержат это испытание, как велика будет их награда в грядущем мире, плод их трудов. И в этом тоже слава Всевышнего — что даже густая тьма, скрывшая лицо доброты Его, приносит Ему славу и служит причиной многократного увеличения награды праведников240.
Однако то, что зло впоследствии принесет только добро, обусловлено только тем механизмом, приготовленным Творцом, о котором мы уже говорили. Это и есть те колеса, которые, вращаясь, приводят все к добру241. И хотя сущность зла без этого механизма — горечь, уничтожение и смерть, в рамках действия этого механизма оно становится тем, что необходимо человеку для достижения исправления. Поскольку, хотя в собственной природе зла только причинять зло, но в сочетании с механизмом, приготовленным Всевышним для исправления, зло существует только для того, чтобы быть побежденным, как мы уже говорили. И человеку необходимы злое начало и дурные вожделения не для того, чтобы следовать им, а для того, чтобы подчинить их себе и уничтожить. При всем том само зло не меняет свою природу, но хорошо то, что оно является частью человеческой природы и неспособно разрушить и уничтожить человека благодаря наличию в природе человека упомянутого механизма. Однако в конце концов, когда родится истинный плод всех этих приготовлений, этот плод будет избавлением от всякого зла и восполнением недостатков.
Выходит, что когда Господь, благословен Он, готовил мир, Он приготовил все необходимое для первого периода существования человека, т.е. для времени служения. В частности, сначала Творец создал само зло со всей его природой и возможностями242, так что в зле есть все силы и детали, необходимые для служения и исправления, возложенных на человека243. Затем Творец завершил подготовку созданием того самого механизма, направленного на уничтожение зла и возвышение человека и всего остального, необходимого для достижения совершенства. С тех пор зло лишено возможности реализоваться полностью, и удел его — подвергаться воздействию сил, приводящих к его исчезновению244. И это основа, на которой затем был создан наш низший мир и человек, живущий в нем245. Следовательно, с тех пор и добро (включая высший механизм, приготовленный Всевышним), и зло вместе включены в строение человека, с тем чтобы принести ему добро. Однако работа завершится только тогда, когда произрастет плод всего этого процесса — всеобщее исправление246. А до тех пор, пока вся работа не завершена, хоть зло и предназначено для пользы человека, чтобы быть побежденным им, оно может нести и вред, если не побеждать его, поскольку тогда зло усиливается, а исправление — нет. Однако после завершения работы, когда зло исчезнет, покой всего Творения будет вечным, т.е. никогда и ни каким образом не прекратится.
125.СКАЗАЛА ДУША: До сих пор мы говорили про зло в общем, теперь необходимо рассмотреть его подробнее, узнать его конкретные формы.
126.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сущность зла укладывается в две формы: а) низменность и приземленность; б) подверженность созданий уничтожению [прекращению бытия]. Займемся ими по очереди247. Первая форма, как мы сказали, — низменность и приземленность. Даже ангелы делятся на ранги в порядке понижения, но, несмотря на это, все они ясны, важны и достойны. По-настоящему низменность проявляется только на уровне человеческого тела и далее вниз по лестнице телесности и материальности, вплоть до «праха земного». Вместе с тем пойми, что если бы человек был достоин именно этого уровня, то нахождение на нем не было бы для человека позором. Ведь всякий, занимающий положенную ему ступень, находится на своем месте, и место это не может быть позорным, даже если ступень очень низка. Понятие низменность по-настоящему относится к тому, кто мог бы занять более высокий уровень, и следует ему это сделать, а он — низок.248
До сих пор я все еще говорил в общем. Теперь перейдем к частностям и попытаемся проанализировать сущность человека в его достоинстве и в его низменности, на всех ступенях, где он может стоять. И ты увидишь, какая глубокая мудрость заложена в этом. Всевышний создал человека, способного существовать в самых разных состояниях, так чтобы мог он получить все необходимое для работы и для награды, во все периоды. Теперь объясним все это подробнее249.
Любое действие, совершаемое человеком, имеет последствия, поскольку из-за наличия механизма, о котором мы говорили, каждое движение человека приводит в движение множество великих сил: все создания верхние и нижние, духовные и материальные, все удаленные силы и влияние на них Всевышнего. Вместе с тем не все люди одинаковы и не все действия одинаковы; множество границ проложил Творец между созданными, и все они точно выверены. И может быть так, что два человека сидят за одним столом, вместе говорят, едят и пьют, и вот действия одного из них поднимаются до вершин небес, а действия другого даже не приближаются к ним. Я приведу тебе доказательство: когда учился раби Йонатан бен Узиэль, птицы, пролетавшие над ним, сгорали, а когда учатся тысячи и миллионы других людей, ничего подобного не происходит. Этот пример демонстрирует разницу, зависящую от того, кто действует. Что касается разницы в зависимости от объекта, над которым совершается действие, приведем такой пример: есть мясо жертв — это выполнять очень важную заповедь, а просто есть мясо — нет, хотя сам процесс еды и в том, и в другом случае одинаков. Более того, данная заповедь выполняется именно тогда, когда жертву ест коэн [священник], а если ее ест простой человек, он заслуживает смерти. И еще более наглядное доказательство — сами заповеди. Сказали мудрецы (Авода Зара 3а): «Тот, кто делает заповеданное ему, более велик, чем тот, кто делает то, что ему не заповедано». Тот, кому заповедано, своими действиями исправляет все созданное, а те же действия человека, которому это не заповедано, не имеют таких последствий, хотя делают они одно и тоже, с одинаковыми намерениями.
Смысл в том, что свойства субъекта и объекта действия и все, что сопутствует им, изменяют результат самого действия. Йонатан бен Узиэль был человеком святым и великим необычайно, душа его увенчана коронами святости и света, поэтому все дела его достигали вершины мира и приводили в действие весь механизм святости249*. А дела другого человека, менее святого и не увенчанного коронами, не способны достичь подобной высоты. И можно выделить очень много уровней в зависимости: а) от готовности самого человека[26]; б) от того, как подготовлено само действие и в) от времени действия и других сопутствующих факторов. Святой, благословен Он, возложил на народ Израиля миссию хранения Торы и выполнения заповедей, и это было первой общей подготовкой, без которой сыны Израиля не могли бы посредством своих дел вносить великие исправления во все Творение250. Тем не менее, даже после этого среди самих сыновей Израиля251 можно выделить много различных уровней. Нельзя сравнить дела неуча с делами знатока Торы, так же как нельзя сравнить дела того, кто знает Тору, но не слишком свят в своих действиях, с делами того, кто по-настоящему свят; но даже его дела несравнимы с делами одного из немногих, кто делает все в еще большей святости и к которым обращается Всевышний, и так вплоть до учителя нашего Моше, мир ему.
И тебе необходимо знать, что род человеческий, полностью состоящий из потомков Адама, может очень сильно различаться в разные периоды времени. До греха человек [Адам] был увенчан коронами святости и достоинства, так что даже ангелы-служители хотели сказать перед ним: «Свят…», как говорят мудрецы в Мидраше (Берейшит Раба 8:6)252. И была у него величайшая мера святости, и знаний, и всех достоинств, ведь был он творением рук самого Создателя, благословен Он. И эхо дел его гремело во всех мирах, поскольку дела его были под стать ему — велики и возвышенны, и несравнимы со всем, что затем совершалось под солнцем253. При этом Адам мог бы подняться на еще большие высоты, если бы выполнил возложенную на него заповедь. И это понятно: ведь то, что должно произойти после воскрешения мертвых, могло бы произойти с самого начала, минуя смерть. И обрати внимание — хотя Адам намного превосходил нынешнего человека, тем не менее была у него возможность потерпеть неудачу, согрешить и умереть, что и случилось. А если бы он выполнил заповедь, то достиг бы полного совершенства, стал бы вечным и недоступным для любого зла. Однако когда согрешил — мало того, что не получил того, что мог бы получить, но и потерял то, что уже было в руках его, и стал человеком низменным, покрытым стыдом, как сегодня. Об этом сказано (Псалмы 49:13): «Человек не уснул в своем великолепии, а уподобился смертной скотине»254.
И вот перед нами три различных состояния человека: а) Адам до грехопадения; б) Адам после греха; в) то, чего мог бы достичь человек, если бы не согрешил (и таким будет статус человека в грядущем мире)255. Состояние человека до греха является промежуточным между тем, что произошло потом, и тем, что могло бы быть. Следовательно, человек не был создан совершенным. Творцом был заложен в него недостаток, и родился он на ступени более низкой, чем та, которой по сути достоин человек. И была уготована ему возможность еще большего падения в случае греха, что и случилось. И все возможности эти приготовил Создатель, благословенно имя Его, сотворив их заранее для управления нашим миром.
Рассмотрим еще некоторые аспекты нашей темы. Сказали мудрецы (Танхума, Ахарей Мот, 2): «Пятка Адама светом своим затмевала солнце». И приводят шесть свойств, потерянных Адамом после греха (Бемидбар Раба, 13:11), среди них рост256 и свечение. Идея в том, что Творец, благословенно имя Его, совершает все свои деяния с абсолютной точностью, и все дополняющие детали соответствуют основе. В нашем случае это значит, что даже строение человека, его форма и форма всех его элементов соответствуют его важности и значительности. Мы уже приводили стих (Берейшит 1:26): «Сделаем человека по образу нашему, подобно нам». Поскольку Всевышний хотел возвысить человека над всеми созданиями, то и его внешний образ должен быть соответствующим. И не просто внешний вид и строение тела, но и все поведение его должны соответствовать важности его роли в мире. Обрати внимание, насколько чище и упорядоченнее ведет себя человек по сравнению с животными. И это потому, что великая мудрость присутствует во всех деяниях Всевышнего. Он совершает все оптимальным образом — все сообразно, и все детали идеально сочетаются между собой. Например: человек не может быть в двух местах одновременно, и ему необходимо время для перемещения с места на место. Ангелы же, достоинство которых выше, чем у человеческого тела, перемещаются посредством невесомого порхания. Органы чувств человека воспринимают все в определенных для них границах, а чувства духовных созданий работают совсем не так. Короче говоря, итог можно подвести такой: то, что происходит с объектом, всегда и во всех аспектах соответствует его сущности257.
Следовательно, нам нужно классифицировать человека и остальные создания в двух аспектах: а) определение тех вещей, которые вызваны их существованием и тем, что с ними происходит — иными словами, то, что следует из их бытия и действий; б) образ действия, то есть их форма и их образ действия. То, что приводится в движение телом, может быть приведено в движение и ангелом, и душой, но каждый из них сделает это своим, особенным путем. И вот два свойства, которые очень важны среди всех свершений Всевышнего: а) определение следствий из поступков созданных (это включает саму природу Его правления и порядок работы Его механизмов, о которых мы уже говорили); б) определение того, каким именно образом создания вызовут указанные следствия (в этом тоже есть великий порядок, понимание которого необходимо нам для полного изучения нашей темы). И выходит, что в начале, до греха, человек находился на очень высокой ступени как с точки зрения его сущности, т.е. следствий из его поступков — ведь влияние его дел достигало вершины мира (как мы уже говорили), так и с точки зрения образа его и образа его действий. Тело его по чистоте было подобно телу ангелов. Подходящим местом для его жизни был райский сад, который и сегодня является местом пребывания ангелов и духов. На это намекают мудрецы (Берейшит Раба 20:12): «В Торе раби Меира обнаружили запись: “одежды [сотканные из] света”». Намек этот подробно истолкован мудрецами. Смысл высказывания — передать степень чистоты тела Адама, тела, которое после греха уплотнилось и стало грубым и тяжелым, как сегодня. Примеры таких тел мы видели в мире: Ханох и Элиягу. Тела их очистились и возвысились до состояния высших ангелов. И очевидно, что все дела и движения того тела были намного тоньше и более духовны, так, как это было в нашу эпоху с Ханохом и Элиягу.
Обрати внимание: райский сад как был, так и будет местом тонким и духовным, и по сей день там обитают духовные существа. Тора свидетельствует, что именно там находился Адам, ел и наслаждался растущими там плодами. Как мы видим, место это — обитель душ. Значит, и плоды его не могут быть грубыми и материальными, как плоды нашего мира, а должны быть намного тоньше, по крайней мере, как воздух по сравнению с песком. И плоды эти не могут служить пищей телу плотному и грубому, как наши тела сегодня, но только телу тонкому, почти духовному, как тела Ханоха и Элиягу. И это то, о чем мы говорим: действие должно производиться способом, который соответствует природе его желаемых результатов. И существует точное соответствие между природой и образом действия каждого из созданий, в том, что касается действия, результатов действия, места и субъекта, совершающего это действие. И это ясно.
Еще обрати внимание: тело первого человека до греха было на той ступени, на которой сейчас находится духовность. Представь себе, какова же тогда была его духовность, и как далеко распространялось влияние его поступков! Достаточно повторить уже приведенное высказывание из Мидраша: «Хотели ангелы-служители сказать перед ним: “Свят…”». Из этого мы можем сделать заключение, каким он мог бы стать, если бы не согрешил и возвысился, как было ему предназначено. Так же, как его тело тогда подобно нынешней духовности, так и телесность его, в случае возвышения, стала бы подобна духовности, которая была в начале, поскольку именно так происходит подъем от ступени к ступени258.
И в этом же смысл идеи двух деревьев — древа жизни и древа познания добра и зла. Ведь, несомненно, простой смысл Торы всегда остается верным, значит, деревья — это деревья, плоды — это плоды, а еда — это еда. Просто речь идет об очень тонких плодах и очень тонкой еде, таких, что их не может представить себе наш разум, который охватывает исключительно телесные понятия[27]. Даже материальные плоды обладают особенными свойствами, которые используются в медицине и других областях, и среди их природных свойств есть свойства просто-таки чудесные. Так и у плодов тех деревьев были особые свойства, заложенные в них Создателем. У плода древа жизни было свойство внести в сердце верные знания, причастность и любовь к Всевышнему, понимание святых путей Его и избавить душу от телесных страстей. Плод древа познания добра и зла, напротив, нес в сердце телесные и материальные страсти и грех. Если бы Адам вкусил от древа жизни, а не от древа познания добра и зла, то стал бы причастен к святости Всевышнего и наслаждался бы ей вовеки веков без какого-либо препятствия. Но он вкусил от древа познания добра и зла и погрузился в телесные страсти и любовь к материи. А раз так, получил «меру за меру»259 — лишился величия своей духовности и остался материальным в течение всех дней положенной ему жизни, до тех пор, пока не насытится плодом греха своего, и не раскается, и не придет ему излечение. Таков великий принцип (Макот 23а): «Тот, кого били [за грех его] подобен брату твоему [не согрешившему]». И тогда [сполна получив наказание] человек, во-первых, вернется в состояние до греха, и, во-вторых, восполнит то, что не восполнил вначале260* (т.е. поднимется на высшую ступень, на которую поднялся бы вначале, если бы выполнил заповедь).
До сих пор мы говорили о первой форме зла. Вторая же форма — это ущербность и уничтожение260. Знай, что уничтожение присуще только низменным, материальным формам, а всякая более возвышенная форма просто не принимает ущерба. И Адаму, пока образ его был возвышен, не могли угрожать ни вред, ни болезни. Однако все это [ущербы] было приготовлено изначально, и само сотворение зла внесло возможность этого в законы общей природы Творения261. И поскольку человек был принижен еще до момента своего создания, это относилось также и к нему262.
И выходит, что сначала создал Господь, благословен Он, влияние, необходимое для существования человека совершенного и возвышенного — потенциального, высшего существования человека263. А затем пожелал несколько понизить уровень его бытия, чтобы он не был возвышен так, как следовало бы ему. И цель этого — оставить человеку место, чтобы он мог восполнить себя, поднявшись на более высокую, подобающую ему ступень. Следовательно, вначале было принижено влияние и ослаблена его сила, чтобы оно не произвело человека абсолютно возвышенного, а создало его приниженным, с недостатком. И вот что здесь главное: влияние не смогло произвести создания возвышенные и совершенные не потому, что у него было недостаточно силы для этого, поскольку тогда не относилось бы к созданию понятие «приниженное»264, а потому, что существовало препятствие, внешнее по отношению к влиянию. Другими словами, несмотря на то, что по природе своей влияние должно было произвести на свет совершенное создание, оно было лишено этой возможности созданным злом, которое и послужило причиной приниженности265. И это подобно тому, что сказано (Дварим 32:18): «Твердыню, сотворившую тебя, лишил ты силы»; и также (Бемидбар 14:16): «Потому, что не мог Всевышний». И объяснили эту фразу мудрецы: «Как будто потерял силы, словно женщина»266 (смотри Брахот 32а, комментарий Мааршо). И после принижения влияния Всевышнего и ослабления его силы появилось место для настоящего зла.
А теперь вернемся к уже упомянутому: ущерб и уничтожение не были установлены Создателем для совершенных творений, они существуют только для творений несовершенных. И сейчас я должен объяснить тебе, что же такое недостаток совершенства, порождающий уничтожение. И ты увидишь здесь глубочайшую мудрость, с помощью которой Святой, благословен Он, управляет миром, а также великое значение Израиля.
127.СКАЗАЛА ДУША: Нет у меня других стремлений, кроме как познать в совершенстве и ясности каждую вещь и ее следствия. И буду я рада узнать то, что ты сообщишь мне.
226Параллель с книгой «Путь праведных» (часть 1): «И вот поместил Всевышний человека там, где многое отдаляет его от Него, и это — плотские вожделения… и выходит, что он на самом деле помещен в гущу жестокой войны, поскольку все, происходящее в мире, как доброе, так и злое — суть испытания для человека».
227Т.е. сложные часовые механизмы, см. следующее примечание.
228Душа связана великими связями со всеми частями Творения, поскольку все создано ради нее и для ее обеспечения. Она (душа) приводит в действие весь механизм; в своем возвышении — возвышает все Творение, и так же наоборот, не дай Б-г. Глубоким духовным взглядом мы можем выделить этот механизм и его действие, однако для поверхностного материального взгляда он не заметен, как объяснено далее.
*Перевод окончания стиха согласно Ибн Эзре.
229Работа механизма, превращающего зло в средство для достижения добра. И посредством действия этого механизма зло постепенно исчезает.
230В мире служения, в качестве подготовки к миру награды в будущем.
231Как объяснено выше (см. прим. [8]), наградой будущего мира будет наслаждение постижением абсолютности единства Всевышнего, и постижение это углубляется бесконечно.
232См. п. 116.
233Мы поймем это с помощью часового механизма, упомянутого выше. В часах есть деталь, приводящая их в движение — пружина, а есть деталь, которая, напротив, периодически останавливает движение колес (анкер). Точное движение часов зависит от совместной поочередной работы двух этих деталей — двигателя и тормоза. Аналогично этому в служении человека необходимо сочетание двух сторон — добра и зла. Ведь цель зла, когда оно находится в нужном месте, — создать возможность испытания ради его преодоления в конце. Однако само по себе зло, вне отведенных ему рамок — вред и уничтожение.
234См. п. 96.
235В будущем, апостериори (ретроактивно) выяснится, что зло тоже служило добру.
236См. п. 40: когда тьма служит доброй цели, это указывает на единство Всевышнего.
237Как сказано в писании (Коэлет 9:2—3): «Все как у всех, одно и то же происходит с праведным и злодеем… это зло во всем, что делается под солнцем, поскольку одно и то же всем». Т.е. мы не видим разницы в том, что происходит с праведным и злодеем, как будто нет суда, и кажется, что всем управляет случай. Такой образ правления, приносящий тяжелые испытания праведным, возникает из-за глубокого сокрытия, см. далее п. 146.
238Иногда кажется, что именно злодею сопутствует удача, а праведный унижен, как сказано в писании (Малахи 3:14—15): «Сказали вы: “Напрасна служба Всесильному, и какая нам польза от того, что несли мы Его службу и в смирении ходили пред Господом Воинств? И теперь мы восхваляем преступников и поддерживаем творящих зло”».
239Смысл стиха в том, что главное испытание для праведного — это испытание его веры в справедливость Всевышнего во время сокрытия.
240Здесь перечислены пять способов, которыми зло служит добру:1) тьма и зло подчеркивают свет совершенства; 2) чем сильнее зло, тем яснее власть единства Всевышнего при его уничтожении; 3) зло ставит человека перед испытанием и таким образом служит причиной награды для победившего его; 4) более того, человек, побеждающий зло, исправляет не только себя, но и все Творение, и становится партнером Всевышнего в уничтожении зла и исправлении Творения; 5) успех злодеев является экзаменом для веры праведных, и пройдя его, праведник возвышается и укрепляется в вере.
241Само по себе зло не в состоянии привести к достижению конечного результата — всеобщего блага.
242Сначала зло появилось «само по себе», т.е. с необузданной разрушительной силой. Затем оно было обуздано и упорядочено посредством того, что стало частью «механизма», как объясняется далее. Отсюда мы учим, что когда человек стремится к злу и превращает его в самостоятельную ценность, то этим он выводит зло из отведенного ему места в «механизме» и возвращает ему первоначальную разрушительную силу.
243Потому что «одно напротив другого создал Всевышний» — создал силы зла параллельно всем силам добра.
244Когда зло становится частью человека, оно уже ограничено силами добра, которые у человека есть, и добрые дела человека воздействуют на зло, ослабляя и «стачивая» его, см. выше.
245В соответствии с нуждами «механизма» создано все, что есть в нижнем мире — мире материальном. Ведь все из присутствующего в Творении, что связано с удалением от служения Всевышнему и с приближением к Нему, обслуживает этот механизм, приводящий человека к совершенству.
246Когда все части Творения будут исправлены, откроется глубина деяний Всевышнего — а именно, что все время сокрытия и усиления зла работал механизм, готовящий все к добру. Что такое всеобщее исправление, см. в конце п. 170.
247Вторая часть — подверженность уничтожению — объясняется далее, в конце этого пункта.
248Ангел, образовавшийся для выполнения своей задачи на низшей по сравнению с другим ангелом ступени, не терпит никакого унижения, поскольку он совершенен соответственно цели, которая перед ним стоит. Человек же изначально создан для высших ступеней и был опущен на низкую ступень для служения, связанного с выбором, как объясняется далее. Поэтому по отношению к совершенству, для которого он предназначен, его положение низменно. Однако только после того, как Адам согрешил и опустился до уровня телесности и материальности, в нем появился настоящий ущерб — подверженность уничтожению, как будет объяснено далее, в конце пункта.
249Далее будут объяснены состояния добра и совершенства, зла и ущерба на разных этапах — в состоянии Адама до греха и в состоянии его падения после греха. Здесь же Рабейну разъясняет, что последствия поступков человека зависят от условий их совершения, от сущности того, кто совершает, что качества самих действий («свойства субъекта и объекта…») изменяют результат самого действия, см. далее. Состояние Адама до греха было гораздо предпочтительнее, чем после, поскольку его действия имели очень высокое качество и широчайший спектр следствий.
249*«Птицы, пролетавшие над ним, сгорали».
250См. далее, в п. 158. Когда народ Израиля стоял у горы Синай, то в их души была вложена готовность (т.е. способность) и сила, чтобы распространять духовные следствия, которые каждая исполненная заповедь оставляет в душе человека, на все Творение.
251То есть между теми, кто действует потому, что им заповедано.
252Так говорит Мидраш: «Ошиблись в нем ангелы-служители и хотели сказать перед ним “Свят…”. Что сделал Святой, благословен Он? Спустил на него сон, и все узнали, что это человек». Это значит, что состояние Адама до греха было намного выше состояния ангелов, поэтому они ошиблись до такой степени, что хотели сказать перед ним «Свят…».
253Поэтому, если бы он выдержал испытание древом познания, то последствия этого были бы настолько широки, что исправили бы полностью и его самого, и все Творение — то, что пришедшие за ним должны делать на протяжении многих поколений и долгих периодов времени.
254Мудрецы объясняют, что этот стих говорит об Адаме, который согрешил в 1-й день жизни и не «уснул в своем великолепии» (т.е. лишился его еще до того, как впервые ему пришло время спать).
255См. книгу «Путь Всевышнего» (1:3:8), где Рабейну объясняет, что на нас возложена двойная работа — сначала вернуться к состоянию Адама до греха, чего мы достигнем в час воскрешения мертвых, а затем подняться на более высокие ступени, те, на которые поднялся бы Адам, если бы не согрешил, и так же объясняется далее, в конце п. 152.
256Сказали мудрецы (Хагига 12а), что рост Адама был от одного конца мира до другого.
257Согласно сущности служения и в соответствии с поставленной задачей человек получает возможности и условия для служения.
258На всех ступенях человек — это соединение души и тела, и сущность обоих соответствует каждой ступени. Когда человек поднимается в более высокий мир, его тело на новой ступени аналогично душе на предыдущей. И об ангелах сказано, что они состоят из соединения тела и души, т.е. из внешних и внутренних аспектов, соответствующих той ступени, на которой они находятся. Однако соответственные ступени их тела и их души происходят свыше, т.е. с небес (Сифри, начало главы «Гаазину»). Таково правило: внутренние аспекты нижнего мира становятся внешними в высшем мире.
259Поскольку он выбрал вожделение, то стал погружаться в вожделение и телесность, как в болото, все глубже и глубже.
260*а) вернется в прежнее состояние; б) возвысится так, как ему предназначено.
260Первая часть — это предварительное принижение, которое было у Адама до греха, поскольку реально он не был создан совершенным, как объяснено здесь и ранее в п. 72. Поэтому злу было за что зацепиться в Адаме, он мог поддаться соблазну змея, т.е. внешнего зла. Вторая часть — это ущерб и смерть, которые появились в нем после греха, когда силы зла утвердились внутри человека, так что он опустился в материальный мир.
261Другими словами, созданием зла эта возможность изначально приготовлена в общей природе (т.е. в природе и законах Творения) — возможность того, что ущерб и смерть появятся в человеке.
262Не только возможность порчи приготовлена, но и человек с момента своего создания опущен ниже высокой ступени, предназначенной ему. Это понижение создает возможность для раскрытия и усиления зла вплоть до появления разрушения и смерти.
263Высшая, потенциальная ступень, данная душе изначально, — та, на которую человек поднимется в будущем.
264«Низкой» может быть названа только вещь, у которой есть возможность быть более совершенной, как объяснено в начале п. 126.
265Совершенство находится в человеке в потенциале, на деле он принижен только из-за зла, которое является внешней причиной реализации потенциального совершенства человека на деле. Отсюда следует, что когда зло прекратит свое существование, потенциальное совершенство реализуется.
266Это не недостаток волеизъявления со стороны Всевышнего; наши дела служат причиной того, что Всевышний как будто не может излить свою волю в полной мере. Подобно этому, в недостатке совершенства нет вины души, но она сама принижена из-за зла. О принижении души см. выше в п. 72 и далее в п. 158.
[26]Это одна из причин, по которой Всевышний «взыскивает с любящих Его даже за грехи толщиной в волос» — поскольку чем ближе человек к Всевышнему, тем больше последствия его действий.
[27]Рабейну учит нас великому правилу в изучении Торы: хотя стих никогда не выходит за рамки простого смысла (т.е. любая глубина постижения не может противоречить простому значению), однако «простой смысл» необходимо понимать соответственно уровню, о котором говорится. Когда говорится о райском саде, необходимо все сказанное понимать соответственно этому. Отсюда следует, что когда говорится о святых праотцах и других людях, достигших святости, все сказанное следует понимать соответственно их уровню.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.