Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Законы Ихуда, Женщина, Дов Айзенберг
По закону Торы девушке или женщине не разрешается оставаться с мужчиной наедине (т.е. в закрытой комнате, квартире, в уединенном или пустынном месте), независимо от того, женат он или холост, еврей или нет. Такое уединение называется Йихудом. Кроме некоторых исключений, отмеченных ниже, запрещение Йихуда распространяется даже на тот случай, когда две женщины остаются наедине с одним мужчиной.
Существует несколько исключений, а также некоторые обстоятельства и ситуации, на которых запрещение не распространяется.
Сначала об исключениях. Йихуд (уединение) разрешается отцу с дочерью, матери с сыном, дедушке и бабушке с внуками, а также со всеми другими прямыми потомками.
Йихуд также разрешен брату с сестрой, но лишь временно.
Йихуд со всеми остальными родственниками (двоюродным братом, дядей, братом мужа, свекром, зятем и т.д.) запрещен. Точно так же женщина, имеющая воспитанника, приемного сына или пасынка, а также приемного отца или отчима, должна избегать Йихуда с ними.
Теперь мы обсудим те специальные обстоятельства и ситуации, к которым не относится запрет Йихуда. Если дверь комнаты, в которой находятся мужчина и женщина, открыта на улицу, это не считается Йихудом. Многие раввины считают даже, что если дверь, ведущая на улицу (или на лестничную клетку, которая ведет к улице), закрыта, но не заперта, не запрещено оставаться там. Тем не менее, такой Йихуд разрешен только в дневное время или вечером, но только когда на улице есть люди, которые могут войти. Поэтому, если замок двери устроен так, что дверь можно открыть снаружи, легче остерегаться Йихуда. Возможно, что просто закрытой, но не запертой двери, ведущей на улицу, недостаточно, если никто другой не может войти в дом без разрешения. В такой ситуации следует оставить дверь открытой.
Прогулка по улице города даже ночью не является Йихудом, если только улицы не абсолютно пустынны.
Поездка наедине с евреем в автомобиле не создает проблем Йихуда, если людей в машине видно снаружи, а на улице — постоянное движение машин.
Йихуд разрешен замужней женщине, если ее муж находится в том же городе. Этот принцип («муж в городе») не относится к Йихуду с мужчиной, с которым женщина находится в особенно дружеских отношениях или близко знакома, независимо от источника этих отношений: выросли ли они вместе, является ли он ее родственником или они состоят в тесном деловом контакте. Этот принцип, тем не менее, применим в случае родственников, с которыми женщина не состоит в близком знакомстве или дружбе.
Согласно мнению Хазон-Иша, Йихуд с неевреем допустим только тогда, когда муж женщины находится достаточно близко, чтобы услышать ее зов, а по мнению некоторых раввинов — когда он находится в городе.
Йихуд с женатым евреем разрешается, если его жена находится в той же квартире.
Йихуд с неевреем запрещен даже в присутствии его жены.
Йихуд двух женщин с одним мужчиной, как упоминалось выше, запрещен. Он позволителен, если одна из женщин приходится другой свекровью, мачехой, сестрой мужа или женой брата мужа.
По мнению многих раввинов он позволителен также, если: а) муж одной из них находится в городе; б) одна из женщин — дочь этого мужчины, мать или сестра. В обоих случаях подразумевается, что Йихуд не происходит поздно ночью, когда люди обычно уже спят, или в уединенном месте.
Женщина может оставаться наедине с мужчиной, если вместе с ними находится ребенок. Причем, не важно чей ребенок — ее, его или кого-то постороннего. Относительно возраста ребенка существуют различные мнения, впрочем многое зависит также от развитости ребенка. По мнению многих раввинов возрастные рамки для мальчика — от 6 до 9 лет, а для девочки — от 5 до 9 лет.
Йихуд в присутствии ребенка запрещен в вечерние часы,
когда ребенок обычно спит, но разрешен в присутствии двух или более детей.
Некоторые раввины разрешают уединение одного мужчины с тремя женщинами днем и можно полагаться на это мнение в случае необходимости.
Женщине разрешено оставаться наедине с двумя Б-гобоязненными мужчинами во всех случаях, кроме случаев: если это происходит поздно ночью в уединенном месте; тогда необходимо присутствие трех мужчин, не меньше. Если мужчины пруцим (порочны), т.е. преднамеренно нарушают некоторые части еврейского Закона (например, не остерегаются запрета Йихуда), тогда Йихуд запрещен в любом случае, независимо от того, сколько мужчин присутствует.
Проблема Йихуда может возникнуть в самых различных ситуациях, например, когда приглашают мастера починить что-то в доме, или идут в гости, или в лифте, или на приеме у врача.
Врач может осматривать женщину, если дверь кабинета не заперта и за ней находится не менее трех человек или дверь на улицу также не заперта. Если врач-еврей имеет привычку запирать кабинет, тогда, согласно некоторым авторитетам, осмотр разрешен, когда ее муж находится в городе.
Если нет одного из условий, разрешающих Йихуд с врачом, можно взять с собой на прием ребенка или одну из женщин, упомянутых раньше (свекровь, сестра мужа и т.д.), или женщину, муж которой в городе.
Запрет Йихуда касается также девочек старше трех лет и мальчиков старше девяти. Однако девочка моложе двенадцати лет может оставаться наедине с мальчиком моложе тринадцати.
Очень важно помнить о запрете Йихуда, когда приглашают няню. Так, девочка старше 12 лет не может быть няней мальчика старше 9 лет, а мальчик старше 13 лет или мужчина — присматривать за девочкой старше трех лет, если не выполнено одно из упомянутых ранее исключений (т.е. открытая дверь, присутствие других детей и т.д.). Следует также принять во внимание, что, как излагалось выше, относительно вечера правила строже, а исключений меньше.
Во всех случаях, в которых вы не уверены, лучше обратиться за советом к раввинам.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»