Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Прогресс и Тора, Кашрут, Еда, Элиэзер Гервиц, Животные, Самоконтроль, Единство еврейского народа
Сначала необходимо объяснить, что понимается под кашрутом, обозначив некоторые виды ограничений, свойственных кашерной пище:
а) Запрет употреблять в пищу мясо животных с не полностью раздвоенным копытом и не жующих жвачку; рыбу без плавников и чешуи; различную птицу, особенно хищную. Животные, которые не имеют кошерных характеристик, называются треф или тамэ (нечистые), и ни их, ни продукты, из них приготовленные, нельзя употреблять в пищу. Примеры некашерной пищи — свинина, омары, змеи и многие сорта желатина и жиров.
б) Запрет употреблять в пищу мясо кашерных животных, забитых некашерным способом. Шхита это особый процесс забоя животных острым ножом, не приносящий им излишних мук. Животное тщательно исследуется, прежде чем его подвергают шхите. Нельзя есть мясо животных, умерших до шхиты. Птица должна быть также зарезана прошедшим специальную подготовку шойхетом.
в) Запрет совместного приготовления и употребления в пищу молочных и мясных продуктов. После мясной пищи следует подождать несколько часов, прежде чем есть молочные продукты (хотя обратное и неверно). По этой причине в еврейских домах испокон веков имелось, по меньшей мере, два набора посуды: молочный и мясной.
Многие полагают, что единственным обоснованием необходимости кашрута являются соображения здоровья и санитарии. Т. е., что кашрут был задуман для предотвращения заражения некоторыми болезнями, например, трихинозисом, передаваемым через мясо свиньи. Следовательно, в наши дни, когда заболевания можно избежать с помощью других средств, законы кашрута более не актуальны.
Дело, разумеется, не в этом. Хотя соблюдение кашрута полезно для здоровья, не только в этом состоит его значение.
а) Чистота человека.
Старая пословица «ты есть то, что ты ешь», конечно, не означает, что человек превращается в свой собственный обед. Однако она предполагает, что привычки, относящиеся к еде, характеризуют человека и влияют на него. Представьте себе такую картину: некто голыми руками рвет на части труп животного, вонзает свои зубы в громадный кусок мяса, а затем громко рыгает. Не очень аппетитная картина, не правда ли? Так едят дикие животные. Без сомнения, тот, кто так себя ведет, подобен дикому животному. С другой стороны, представьте себе человека, который ест прекрасно приготовленную и изящно поданную еду и при этом демонстрирует великолепные манеры. Так поступают цивилизованные люди. Евреи не дикий народ. Им предписано есть в цивилизованной манере и соблюдать чистоту тела наравне с чистотой души, тщательно следя за своей пищей.
Еврею запрещено употреблять в пищу мясо хищных животных, таких как лев, коршун, акула, животных грязных, больных и отталкивающих, таких как свинья и насекомые; а также полные крови туши животных. Воздерживаясь от приема их в пищу, он сохраняет чистоту данного ему Б-гом тела. Кашрут напоминает человеку, что он не дикое животное, охотящееся за добычей, а создание Б-га с Б-жественной искрой в сердце.
б) Самоконтроль.
Мы уже говорили, что человек подвержен причудам и импульсивным действиям, некоторые из которых разрушительны по своей природе, и поэтому нуждается в сдерживании. Необходимо осознать, что невозможно получить все, что хочется, сразу же. Даже если желание будет удовлетворено, весьма вероятно ущерб проявится в какой-то иной области. Кашрут — одно из упражнений на самоконтроль. Евреи, которые едят только кашерную пищу, понимают, что не могут удовлетворить чувство голода любым способом, как бы им этого ни хотелось. Решив ограничиваться пищей, которую одобрил Б-г, по причинам, упомянутым выше, они научаются быть разборчивыми в своих действиях.
в) Гуманность.
Процесс шхиты обеспечивает максимально безболезненную смерть животного. Нож, употребляемый при этом, не должен иметь зазубрин, наличие которых может принести животному дополнительные страдания. Смерть должна наступить мгновенно. Человек должен понимать, что хотя животные и предназначены удовлетворять его потребности, они также Б-жьи создания. Поэтому необходимо относиться к ним с предельной гуманностью. По той же причине иудаизм запрещает есть мясо живого животного и осуждает охоту как развлечение. Если человек научится хорошо относиться к животным, он будет относиться и к ближнему своему по крайней мере с не меньшим уважением.
г) Еврейское единство.
Большинство мест, где продают или подают кашерную пищу, принадлежит евреям, что, безусловно, способствует их общению друг с другом. Еврей, приезжая в незнакомый город, столуется у своих соплеменников и таким образом укрепляет свои связи с ними. А еврейский фер-мер, мясник, зеленщик зарабатывают себе на жизнь, обслуживая еврейских покупателей.
В последние годы во многих странах соблюдение кашрута значительно упростилось. Большинство промышленных предприятий, производящих продукты питания, получают раввинское разрешение на свою продукцию, о чем сообщается на упаковке. Разработано много пищевых материалов, позволяющих заменить некашерные ингридиенты кашерными и паревными (т. е. не молочными и не мясными) аналогами. Поэтому евреи, соблюдающие кашрут, могут наслаждаться широким ассортиментом вкусных и питательных продуктов.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.