Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Мировоззрение, Истина, Элиэзер Гервиц, Этика
Кажется, что каждый в состоянии решить, что правильно, а что нет, и поступать соответственно. Однако философам различных эпох так и не удалось определить, что правильно, а что нет, что такое хорошо и что такое плохо. Что одному человеку кажется хорошим, другой считает вредным. Например, кто-то может решить, что с точки зрения морали благосостояние всех людей должно быть одинаковым. В результате логического развития этой концепции появляется мысль украсть деньги у соседа — в конце концов, почему у того должно быть больше денег? Или, например, кто-либо может считать себя достойным, придерживающимся строгой морали человеком просто потому, что не приносит никому никакого вреда, не считая себя обязанным заниматься благотворительностью. Без сомнения, преследуя и убивая евреев, многие нацисты полагали, что действуют в интересах своих сограждан. Человек субъективен и пристрастен, — как он может решать, что есть добро? Как он может не видеть ограниченности своего сознания?
Подобная задача под силу только Тому, Кто не имеет человеческих слабостей, Кто стоит выше эгоистических побуждений — только Б-гу. Его Тора — единственный истинный источник знания о качестве каждого предмета или явления в Творении. Без Торы, в которой обозначены эти определители, человек был бы предоставлен хаосу собственных субъективных решений.
Мир видел множество тоталитарных лидеров, которые говорили своим народам, что все их действия — благо. Он видел также множество сбившихся с пути людей, которые используют закон в ущерб другим. Именно евреи должны показать миру, что активная забота о ближнем, ограничение разрушительных импульсов в человеке и борьба за святость жизни ведут к настоящему нравст-венному существованию.
Может возникнуть вопрос, почему бы не позволить обычному человеку интерпретировать законы Торы вместо раввинов? Ответ прост: именно раввины, благодаря интенсивным занятиям Торой, достигли безупречного знания всех тонкостей закона. Подобно тому, как юрист способен более квалифицированно вести дела в суде, чем неспециалист. Для самостоятельного разрешения основных алахических вопросов человек должен иметь твердые знания основ еврейского закона. Если же в каком-то особом случае возникают сомнения, необходимо обратиться к пользующемуся доверием раву. Следует отметить, что стать равом может любой еврей, независимо от своего происхождения или дохода.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.