Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Вино, Кицур шульхан арух, Кашрут, Неевреи, Раби Шломо Ганцфрид
1. Обычное нееврейское вино в наше время, а также наше вино, до которого дотронулся нееврей, по некоторым мнениям, запрещено только для питья, но не для использования. И поэтому можно еврею взыскать долг с нееврея обычным нееврейским вином, поскольку в этом случае он как бы спасает свое имущество из рук неевреев. И тот же закон будет при опасности ущерба других видов, например, если человек нарушил запрет и купил это вино. Но тем не менее покупать это вино с целью заработать на этом запрещено. Некоторые же разрешают и это; но лучше все же воздерживаться от этого.
2. Можно приготовить ванну из простого нееврейского вина неопасно больному.
3. Кошерное вино, которое было «сварено», то есть его вскипятили и из-за кипячения его количество уменьшилось — если такого вина коснулся нееврей, его можно даже пить; однако вино, в которое кладут горькие травы (вермут) — пока оно называется вином и его не сварили, прикосновение нееврея запрещает его.
4. Блюдо, к которому примешано вино, незаметное в нем, даже если эта еда еще не вскипела — не запрещается прикосновением нееврея.
5. Если вино разведено в пропорции больше, чем одна часть вина на шесть частей воды, то это больше не вино и прикосновение нееврея его не запрещает. Но вино из изюма, то есть вода, налитая на изюм, считается полноценным вином (см. ниже, конец главы 53).
6. Виноградный напиток, то есть воду, которой заливают виноградные косточки или винный осадок, если она представляет собой полноценный напиток, не следует разрешать для питья, если ее коснулся нееврей.
7. Когда в давильне давят виноград, если из этой давильни отлили хотя бы немного сока, или если этот сок зачерпнули каким-либо сосудом — весь этот сок уже называется вином, и прикосновение нееврея делает его запрещенным для питья, даже если нееврей коснулся только косточек или кожицы. Поэтому если чаны с давленым виноградом стояли в доме нееврея — следует запретить их для питья, поскольку, возможно, из них отлили немного сока. И запрещено использовать нееврея для работы в давильне, даже если чан снабжен поршнем (то есть нееврей давит на поршень, а не непосредственно на виноград — перев.).
8. Следует избегать прибегать к помощи нееврея для извлечения косточек и шкурок винограда из давильни даже после того, как первое и второе вино уже слили, поскольку, возможно, они еще влажны от сока.
9. Если нееврей долил воды в вино, то, если он намеревался развести вино (чтобы оно стало лучше — перев.), это вино запрещено пить; если же он не намеревался развести его, или даже если его намерение непонятно — разрешено.
10. Винный уксус, который произведен из кошерного вина — если он настолько крепкий, что, если его плеснуть на землю, пузырится, прикосновение нееврея не запрещает его; если же он произведен из обычного нееврейского вина, он по-прежнему запрещен для еды.
11. И также водка, произведенная из обычного нееврейского вина, а также из косточек, шкурок и осадка от такого вина, имеет тот же закон, что и само это вино. Но если она сделана из кошерного вина, или после того, как она стала водкой, прикосновение нееврея не делает ее запрещенной.
12. Винный камень принято разрешать, поскольку он сам не используется для еды.
13. Если нееврей коснулся вина не рукой, а каким-либо предметом, а также если прикосновение произошло по приказанию нееврея — следует спросить раввина, как поступить.
14. Если человек посылает вино через нееврея, он должен внимательно проследить за тем, чтобы везде, где есть кран или отверстие, залепленное смолой, были две печати.
15. Если еврей сделал вино для нееврея кошерным способом, чтобы продавать его потом евреям — в разных конкретных случаях есть разные законы, и в некоторых случаях не помогает ни наличие двух печатей, ни то, что ключ находится все время у еврея, и нужно спросить у раввина, имеющего право постановлять Галаху, как именно следует поступить. И человек, желающий сохранить свою жизнь, отдалится от такого вина.
16. Сосуды из-под обычного нееврейского вина, если это такие сосуды, в которых вино обычно хранится только небольшое время, и это вино хранилось в них меньше двадцати четырех часов — неважно, сделаны ли эти сосуды из кожи, из дерева, из стекла, из камня или из металла, — если они не просмоленные, их следует тщательно вымыть водой три раза, и они разрешены. Если же они просмолены, закон их другой. И также закон глиняных сосудов другой.
17. Если сосуды предназначены для длительного хранения в них вина, то есть их делают специально, чтобы хранить в них вино по меньшей мере три дня, то, хотя сам сосуд принадлежит еврею, а нееврей держал в нем свое вино только небольшое время, тем не менее он нуждается в кошеровке «наливанием», то есть сосуд наполняется водой по самые края и должен простоять так по меньшей мере двадцать четыре часа, после этого вода выливается и сосуд наполняется водой вторично и должен простоять в таком виде по меньшей мере двадцать четыре часа, потом вся процедура повторяется третий раз. И нет необходимости, чтобы эти три двадцатичетырехчасовых промежутка следовали один за другим без перерыва. Если вода простояла в сосуде несколько дней, это засчитывается только за один двадцатичетырехчасовой промежуток.
Некоторые говорят, что если вино простояло в сосуде двадцать четыре часа, кошерование «наливанием» не годится, потому что консервирование приравнивается к варке, и требуется кипячение, и в случае, когда нет большой нужды в этом сосуде, необходимо поступать согласно этому мнению.
18. Стеклянные сосуды, поскольку они гладкие и твердые, даже если в них наливают вино для длительного хранения, им для кошерования достаточно трехкратного промывания в воде.
19. Если в сосуде было кошерное вино и его вылили, и, пока сосуд был еще влажным настолько, чтобы можно было «коснуться и намочить» (введенное Талмудом определение сильно влажной вещи; имеется в виду, что жидкости было столько, что можно было коснуться рукой сосуда, а потом этой же рукой коснуться сухой поверхности, и на ней остался бы влажный след — перев.), к влажному месту прикоснулся нееврей — для кошерования сосуда достаточно трижды промыть его водой, хотя бы это был такой сосуд, в который наливают вино для длительного хранения.
20. Трехкратного промывания водой или «наливания» достаточно только в том случае, если сосуд использовался только для холодного вина; однако, если вино было горячим, для кошерования сосуда требуется кипячение, как и в других случаях, когда в сосуде варилась запрещенная еда.
21. Что касается сосудов, используемых в давильне: хотя в них и не хранят вино длительное время, но, поскольку в них наливают вино часто и помногу, их закон строже, чем в других случаях, и требуется узнать у раввина, как их кошеровать.
22. Все сосуды из-под вина, которые простояли без использования 12 месяцев, разрешены, поскольку все следы вина из них заведомо испарились; и даже если в течение этих двенадцати месяцев эти сосуды использовались для воды, это ничему не мешает.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.