Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда вино перестаёт быть вином?

Темы: Вино, Кидуш, Яков Шуб

Отложить Отложено

В кошерное вино иногда добавляют воду, иногда как символ хеседа (меры милосердия), иногда по другим причинам. Мой вопрос таков: если в вино добавили воду, то до какой пропорции вино/вода смесь будет считаться вином, на который можно сделать кидуш? Заранее спасибо, всех благ. С уважением

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Шулхан Орух (204:5) рассматривает вопрос о том, в какой пропорции можно разбавлять вино так, чтобы при этом оно не потеряло свой статус «вина» и на него можно было бы произносить благословение Бойрэ при а-гофен («…Создающий плод виноградной лозы»). Шулхан Орух приходит к заключению, что если одну часть вина смешали с тремя частями воды, смесь имеет статус «вина». Однако, продолжает Шулхан Орух, это верно только в отношении крепких вин, которые были во времена Талмуда. Современные вина более слабые, поэтому доля вина в смеси должна быть больше. Рамо, в свою очередь, говорит: чтобы произносить благословение Бойрэ при а-гофен, достаточно смешать одну часть вина с пятью частями воды.

В Мишне Бруре (204:29,31) сказано, что на самом деле Шулхан Орух и Рамо не спорят друг с другом. Шулхан Орух говорит о ситуации, когда воду смешивают с виноградом, который уже был однажды выжат и использован для приготовления вина. Соответственно, доля вина при смешивании должна быть больше. А Рамо говорит о ситуации, когда воду добавляют в настоящее вино. Соответственно, достаточно, чтобы вино составляло шестую часть, даже когда речь идет о современных винах.

С другой стороны, автор Каф а-Хаим (204:31), один из крупнейших сефардских галахических авторитетов, считает, что Шулхан Орух также говорит о ситуации, когда воду добавляют в настоящее вино. Соответственно, по его мнению, между Шулхан Орух и Рамо существует спор. По мнению Шулхан Орух необходимо, чтобы вино составляло как минимум четвертую часть, а по мнению Рамо достаточно, чтобы вино составляло шестую часть. В конечном итоге Каф а-Хаим приходит к заключению, что поскольку в наше время вина более слабые, то при смешивании вино всегда должно составлять бОльшую часть, т.е. как минимум 51%. В соответствии с этим мнением обычно поступают в сефардских общинах (Ор ле-Цион, ч.2, 82:18).

При Мегадим (Эшель Аввраам 204:17) говорит, что поскольку современные вина более слабые, то даже ашкеназим изначально не должны разбавлять вино так, чтобы воды было больше. Т.е. вино должно составлять как минимум 51%. В книге Орхос Рабейну (ч.3 стр. 221) приводится мнение Хазон Иша, который считает, что в современное вино разрешено добавлять до трети воды. Однако в случае необходимости можно полагаться на мнение галахических авторитетов, которые считают, что разрешено смешивать одну часть вина с пятью частями воды.

Важно отметить: в современные вина часто уже при производстве добавляют какое-то количество воды, поэтому для того, чтобы точно сказать, в какой пропорции можно разбавлять конкретный вид вина, необходимо знать условия его производства. Эту информацию можно получить у производителя либо в департаменте кашрута, который контролирует производство данного вида вина.

Разбавляют ли водой виноградный сок? Об этом существует спор. По мнению некоторых галахических авторитетов, перечисленные законы относятся только к вину, что же касается сока, то его разбавлять не принято (Минхас Шломо 4, см. также Вэ-зойс а-броха, гл.12). Другие разрешают добавлять в сок третью часть воды или, в крайнем случае, разбавлять сок таким образом, чтобы он составлял бОльшую часть смеси, т.е. минимум 51% (Минхас Ицхок 8:14).

Необходимо отметить: любой сок, на котором не указано, что это стопроцентный виноградный сок, уже был разбавлен при производстве. Поэтому чтобы точно сказать, в какой пропорции его можно разбавлять, необходимо знать условия его производства. Как было сказано выше, эту информацию можно получить у производителя либо в департаменте кашрута, который контролирует производство данного вида сока.

Что касается обычая, о котором Вы упоминаете, добавлять воду в вино или сок перед кидушем, то принято добавляют всего несколько капель воды, что не влияет на статус напитка. И по всем мнениям на него можно произносить благословение Бойрэ при а-гофен.

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Оно на радость нам дано?

Почему Раба зарезал Раби Зейру?

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше