«В России еврею трудно было поступить в институт, а в Израиле меня гложут сомнения, куда пойти учиться. Меня приняли на факультеты электроники, физики, биологии… А может, пойти изучать Тору?» — спросил я рава Элиэзера Вальдмана, посетив вскоре после приезда в Израиль его иешиву в Кирьят Арбе.
«Талмудическое правило гласит: выбери то, что наверняка предпочтительнее того, в чем есть сомнения, — ответил мне рав Вальдман. — Я понимаю твои сомнения в области выбора науки, но нет сомнения в том, что в начале жизненного пути человек должен построить прочный фундамент и начать с изучения Торы!»…
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор. В преддверии веселого праздника Пурим в синагогах читают: «Помни, что сделал тебе Амалек… Как он напал на тебя в пути… сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!» (Дварим 25:17—19).
Как стереть память об Амалеке, если этот древний народ давно исчез с лица земли? Следует помнить, при каких обстоятельствах Амалек напал на еврейский народ. Когда евреи вышли из Египта, они вопрошали: «Есть ли Б-г среди нас или нет? Пришел Амалек и воевал с Израилем» (Шмот 17:7—8). Амалек атакует евреев, когда их одолевают сомнения! Амалек — это и есть сомнения внутри нас!
Кончено же, сомнения позволяют человеку задавать вопросы и познавать новое. Потому они могут быть направлены в конструктивное русло, став инструментом познания. Однако неразрешенные сомнения в чем-то главном мешают человеку радоваться жизни, неопределенность вызывает волнения и тревогу. Заповедь «стереть Амалека» является напоминанием об обязанности преодолеть сомнения в себе самом…
«Все служители царские… становились на колени и падали ниц пред Аманом, Мордехай же не будет становиться на колени и не будет падать ниц» (Эстер 3:2). Почему употребляется будущее время в выражении: «Мордехай не будет становиться на колени»? Потому что Мордехай преодолел сомнения и принял решение не только сейчас, но и в будущем — не кланяться Аману!
«Иногда мы принимаем решение не совершать какой-то поступок в настоящем, сомневаясь в том, как будем вести себя в дальнейшем. Рассказ о Мордехае вдохновляет нас, преодолевая сомнения о принятии волевых решений в будущем», — объясняет рав Шор…
Талмуд утверждает, что во времена Пурима евреи вновь приняли Тору. Но мы, на первый взгляд, не находим в Книге Эстер и намека на это. Однако все проблемы начались с того, что, отвергая мнение мудреца поколения Мордехая, евреи пошли на пир Ахашвероша. Им казалось, что они умнее и знают, что нужно продемонстрировать лояльность к персидскому царю. Как раз на этом пиру Ахашверош возвысил врага евреев — Амана (потомка Амалека). Тогда над народом нависла смертельная опасность. Евреи не понимали, почему Мордехай не кланяется Аману, как бы этим накликая на всех беду. Но все равно приняли его своим лидером. Евреи осознали, что человеческая мудрость ограничена и нам следует полагаться на мудрость Торы. Принимая мудреца Торы Мордехая своим лидером, евреи приняли Тору в Пурим. Так же и каждому человеку следует найти себе наставника, как сказали мудрецы: «Сделай себе рава, и отдались от сомнения» (Поучения отцов 1:16).
Почему одна из заповедей праздника звучит столь легкомысленно? В Пурим нужно пить до тех пор, пока человек не потеряет разум и перестанет отличать произносимые проклятия Аману от благословения Мордехаю (Мегила 76). (Многие считают, что не нужно понимать эти слова буквально, а можно выпить пару капель и пойти спать.)
Человек, полагающийся лишь на свое собственное понимание, может совершить много ошибок. Не случайно самым сложным пациентом для медиков является врач, который думает, что знает слишком много и не следует рекомендациям коллег. Чтобы принять чей-то авторитет, нужно обладать мудростью и осознать ограниченность собственного понимания! «Символически тот, кто пьет, как бы теряет собственный разум, что и позволяет ему принять авторитет Торы», — объясняет Магараль из Праги.
В заповеди пить в Пурим сокрыта великая тайна! «Вошло вино — вышла тайна» (Сангедрин, 38). Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Это же имели в виду римляне, говоря: «In Vino Veritas!» — «Истина в вине!» Некоторые люди, напившись, лезут драться. В Пурим евреи пьют вино, проявляя заложенную в сердце любовь к ближнему. В этот день мы делаем другу подарки, помогаем бедным и приглашаем друзей к столу!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.