Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из статьи «Основы» (Маамар аикарим)

Основа всего Творения в том, что Б-г захотел создать человека, который прилеплялся бы к Нему и наслаждался Его истинным благом. Для этого человеку были даны два пути — путь добра и путь зла, и возможность выбора того пути, который пожелает. И когда человек сознательно и по своей воле изберёт добро и отвергнет зло, ему будет дано вечное истинное благо. Все остальные создания сотворены только потому, что Высшая Мудрость видела в них необходимость для полноты мира, чтобы человек мог находится в нём в состоянии свободы выбора, и мог бы служить Всевышнему, достигая этим истинного блага. И хотя мы не знаем назначения каждого предмета в отдельности, от наших мудрецов нам ведомо, что главное во всём Творении — это человек, для которого были сотворены все остальный создания. Человек же был сотворён для того, чтобы удостоиться истинного блага. Но сочла Высшая Мудрость, что для достижения этого истинного блага человеку следует сначала пройти испытание и выдержать его. С этой целью Б-г создал для человека мир, где он мог бы быть испытан. В этом мире существует добро и зло, и человек в состоянии отвергнуть зло и избрать добро. Сущность добра и зла состоит в том, что установил Всевышний в мире святость и (духовную) нечистоту.

Святость (кдуша) — это состояние близости к Творцу, а нечистота (тума) — удаление от него; святость — воздействие, посылаемое Всевышним тому, кто достоин этого, а нечистота — состояние отдаления и сокрытия, когда Он как бы скрывается. Однако истина заключается в том, что Творец создал определённые духовные силы специально для этой цели. Именно от них приходят (духовные) тьма и скверна. От всякого места, где есть эта грязь отдаляется святость и скрывается оттуда Свет (т.е. воздействие — прим. Пер.) Всевышнего. Эти силы называются силами нечистоты. Творец дал человеку силу воздействовать на Высшие корни (т.е. трансцендентные силы — прим. пер.) — что бы они передавали Свет святости Благословенного и Свет Его добра или, наоборот, духовную грязь и нечистоту. Всевышний выделил определённые действия, с помощью которых будет привлекаться святость, и приказал постоянно совершать их, и это — предписывающие заповеди. Он выделил также действия, с помощью привлекается духовная нечистота, и приказа избегать их. Это запреты Торы. Истинное добро — только в прилеплении к Всевышнему.

Мы уже объяснили, что заповеди привлекают воздействие Его святости и свет Его добра. Поэтому заповеди являются средством, с помощью которого достигается истинное благо. Ведь тот, кто освящает себя в большой степени эманацией святости Творца, достоин прилепляться к нему и наслаждаться истинным благом; а тот, кто в большой степени загрязняется вышеупомянутой духовной нечистотой, будет недостоин приобщаться к Нему, и будет отвергнут. Есть, однако, много различных уровней в воздействии святости и нечистоты. Так же и в благе, приобретаемом с помощью добрых дел, и в отторжении от добра, вызываемом злыми деяниями, есть много различных ступеней. В различие этих уровней заключается разница между людьми по отношении к Истинному достоинству, как мы ещё, с Б-жьей помощью, объясним. И нужно знать, что так же как дана человеку сила привлечь к себе с помощью своих деяний святость или нечистоту, так дана ему сила привлекать святость или нечистоту ко всему Творению. Получается, что всё Творение исправляется или портится в духовном смысле человеком. И это засчитается в заслугу праведникам, исправляющим Творение и обвинении злодеям, портящим его, как мы сказали выше. Деяния человека привлекают эти воздействия в силу параллельности, существующей между объектами нижнего мира и высшими Силами. Когда нечто внизу приходит в движение, это возбуждает параллельную силу наверху, и таким образом происходит изменение в передаче воздействий свыше.

Если определённое действие является заповедью, то оно усиливает соответствующую силу наверху. И результатом будет соответствующая данному деянию воздействие святости от Б-га. Если же человек совершает запрещённое действие, то оно повлечёт ущерб в соответствующей высшей Силе, и согласно этому скроется и отдалится Свет Всевышнего, и возбудится одна из сил зла, прямо противоположная скрывшемуся воздействию святости, и привлечётся соответствующая духовная нечистота. Таким же образом раскаяние устраняет ущерб. После него сила нечистоты, соответствующая данному греху, будет не в состоянии действовать, и воздействие святости опять будет передаваться, как подобает.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»