Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Сотворение мира, Тора и наука, Время, Природа, Элиэзер Гервиц
Ученые утверждают, что возраст Земли исчисляется миллионами или даже миллиардами лет.
Существуют ли доказательства, опровергающие традицию Торы, что Земля была сотворена около 5750 лет тому назад?
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что утверждения ученых могут быть лишь гипотезами, т. к. ни они, ни какие другие живые творения не были свидетелями того момента, когда существование Земли стало реальностью. Кроме того, оценка возраста Земли в ученом мире постоянно претерпевает изменения. Так, недавно один из научных авторитетов заявил, что общепризнанный в настоящее время возраст Земли следует сократить вдвое. Это означает, что, видимо, современные ученые чувствуют, что их коллеги в прошлом ошиблись на несколько миллиардов лет, т. е. они далеки от уверенности в правильном решении этой проблемы.
Сегодня ученые оценивают возраст Земли, основываясь на косвенных «признаках»: возрасте минералов, ископаемых окаменелостей, особенно включающих радиоактивные элементы. Например, существует теория, согласно которой, сравнивая относительное количество урана — 238 и свинца-206 в горной породе, можно определить ее возраст. Помимо этого, поскольку скорость распада ра-диоактивного изотопа углерода-14 постоянна, исследуя оставшееся количество этого вещества в горной породе, можно также предположить, когда она образовалась. (Однако эта, так называемая, углеродная проба может помочь оценить возраст только относительно новых органических материалов, т. е. имеет ограниченное применение.)
Чтобы признать этот метод корректным, необходимо сделать некоторые допущения. Например, следует предположить, что скорость распада первоначального элемента (углерода-14) постоянна с момента образования породы, причем порода не должна ни терять, ни получать никакие другие радиоактивные изотопы углерода любым другим путем. Соблюдение этих условий не может считаться самоочевидным.
С одной стороны, Земля могла быть создана в своей зрелой форме. Тора свидетельствует, что Адам Аришон, первый человек, появился на Земле, когда ее развитие было закончено. Отсюда следует, что сама земля могла быть создана как полностью завершенная сущность, т. е., что уже в первые моменты своего существования она казалась независимому наблюдателю особой весьма преклонных лет. Например, ее горные породы уже содержали разложившиеся начальные элементы. Отсюда ошибка ученых, добавляющих многие годы к ее возрасту. Кроме того, тысячи лет тому назад в атмосфере могло содержаться меньше углерода-14, поэтому древние окаменелости и содержат его в меньших количествах.
Ученые могут также ошибаться, считая постоянной скорость распада элемента. Не исключено, что некоторые катаклизмы — изменения основных законов мира, которые не могут быть воспроизведены в научной лаборатории, — изменили эту характеристику вещества. Поэтому процесс, занявший по некоторым предположениям тысячи или миллионы лет, мог протекать только сотни лет или того меньше. Никто не может знать этого наверняка. И в действительности, некоторые ученые отмечали, что углеродная проба очень преувеличивает возраст образцов.
Существуют и другие методы определения возраста Земли, такие как, например, измерение количества метеоритной пыли в солнечной системе или количества гелия в атмосфере. Они показывают, что возраст Земли измеряется скорее тысячами лет, чем миллионами или мил-лиардами.
Какова же точка зрения Торы на возраст Земли? Анализируя даты событий, приведенных в Торе, мудрецы определили, что 16-го сентября 1993 года (1 тишри по еврейскому календарю) возраст Земли составил 5753 года и шесть дней. (Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой акт творения состоялся в месяц нисан, а не в тишри, но это не меняет основной цифры.) Эти шесть дней очень важны, т. к. они представляют собой упомянутые в Торе шесть дней Творения. Некоторые авторитеты считают, что шесть дней творения могли иметь большую протяженность, чем наши обычные сегодняшние шесть дней, т. к. наше солнце, определяющее время, начало функционировать лишь на четвертый день (см. Раши на Берешит 1:14). Это могло растянуть период процесса творения. Но даже если не принимать этой точки зрения, следует согласиться, что это были не обычные шесть дней, но Шесть Дней Творения, когда законы природы еще не были полностью установлены и все окружающее только создавалось по слову Б-га. Природные процессы и течение времени могли происходить быстрее. Следует также помнить, что поскольку мир был создан зрелым и завершенным, «древние» окаменелости (сразу казавшиеся старыми) были созданы вместе с ним. Наконец, интересно отметить, что мидраш упоминает возможность существования миров, предшествующих настоящему; некоторые древние окаменелости и горные породы могут принадлежать этим мирам.
Эти факты показывают, что научные выводы, даже будучи действительно верными (хотя это и не может быть доказано), не должны противоречить хронологии Торы. Сомнительно, что со временем будут найдены какие-либо неопровержимые доказательства возраста Земли, основанные на научных открытиях. Что же остается? Достаточно спорные научные теории и хронология, основанная на требующей веры Торе. Мы надеемся, что, прочитав эту главу, вы поймете, что вера в Тору вовсе не требует отказа от всех результатов, предлагаемых учеными.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»