Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди священников и жертвоприношений

86-я заповедь – запрещение извлекать шесты для переноски Ковчега Завета из колец, в которые они вставлены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В кольцах Ковчега должны быть шесты, нельзя вынимать их оттуда” (Шмот 25:15).

Преступивший этот запрет карается бичеванием. В конце трактата Макот (22а), называя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы сказали: “...И тот, кто вынимает шесты Ковчега. А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: “...Нельзя вынимать их оттуда”.

Итак, ясно, что это запрещающая заповедь и что нарушитель запрета карается бичеванием.

 

 

87-я заповедь – запрещение отделять хошен (нагрудник первосвященника) от эфода (особого одеяния первосвященника). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И пусть прикрепят его хошен кольцами к кольцам эфода шнуром из голубой шерсти... чтобы хошен не сдвигался с эфода” (Шмот 28:28), – но был постоянно соединен с ним.     

В конце трактата Макот (22а), перечисляя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы назвали также: “...и тот, кто отделяет хошен первосвященника от его эфода”. И объяснили: “А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: “...чтобы хошен не сдвигался с эфода”.

Отсюда ясно, что тот, кто отделяет хошен от эфода, карается бичеванием.

 

 

88-я заповедь – запрещение разрывать ворот мантии первосвященника; но ворот должен быть соткан воедино с мантией и подогнут внутрь. И вот речение Ашема, да будет Он превознесен: “И будет отверстие для головы в центре ее (мантии); обшивка должна быть  вокруг ее отверстия, тканой работы, как делают ворот кольчуги, чтобы не порвался” (Шмот 28:32).

И тот, кто разрывает ворот мантии первосвященника ножницами или т.п. инструментами, карается бичеванием. 

 

 

89-я заповедь – запрещение приносить жертвы вне двора Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте, которое тебе приглянется” (Дварим 12:13).

Сказано в Сифри (Реэ): “В этом стихе говорится только о жертвах всесожжения. Откуда нам известен запрет относительно других жертв? Из того, что Тора говорит: “...А только на месте, которое изберет Ашем... – там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе” (там же 12:14). Но вопрос по-прежнему остается: “Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв – только повеление (так откуда же нам известен запрет относительно других жертв?)”. Ответ таков: Тора говорит: “...Там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе” несмотря на то, что жертва всесожжения уже включена в понятие “все (жертвы), которые я заповедаю тебе”; она названа отдельно только для того, чтобы сопоставить с ней все другие жертвоприношения и показать: как относительно жертвы всесожжения существуют и заповедь “Делай”, и запрет “Не делай”, так и в отношении всех других жертв – все жертвы, включенные в повеление “...А только на месте, которое изберет Ашем” (12:14), включены также и в запрет “Остерегайся, чтобы не приносить...”(12:13).

Разъясним это до полной ясности, несмотря на то, что приведенные стихи Писания кажутся простыми. Итак, о том, что жертву всесожжения запрещено приносить вовне, мы знаем из Его речения, да будет Он превознесен: “Остерегайся, чтобы не приносить свои всесожжения на всяком месте...”. В другом стихе повелевается приносить жертву всесожжения внутри Храма, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Там возноси свои всесожжения...” – это предписывающая заповедь приносить всесожжения “на месте, которое изберет Ашем”. Однако относительно других жертв в Торе содержится лишь повеление приносить их в Храме, и это Его речение: “...Там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе”. Вместе с тем, из того, что сказано: “...там совершай...”, можно заключить: “а вне этого места не совершай”. Но у нас есть правило: запрет, логически вытекающий из повеления, – это та же заповедь “Делай”. Об этом и говорят мудрецы в приведенном отрывке (из Сифри): “Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв – только повеление”, – т.е. может показаться, что тот, кто приносит другие жертвы вне Храма, нарушает лишь запрет, логически вытекающий из заповеди “Делай” (и, следовательно не подлежит наказанию) . Поэтому-то Тора и говорит: “...там возноси свои всесожжения” – чтобы сопоставить все жертвы с жертвой всесожжения: как тот, кто приносит жертву всесожжения вне Храма, преступает заповедь “Не делай”, так и тот, кто приносит любую жертву вне Храма, преступает ту же заповедь “Не делай”.

Умышленно нарушивший этот запрет карается “отсечением души”, а неумышленно преступивший заповедь приносит установленную грехоочистительную жертву. В разделе Ахарей мот прямо сказано, что того, кто приносит жертвы вне Мишкана Завета, постигает “отсечение души”: “Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, отсечен будет тот человек от своего народа” (Ваикра 17:8-9).

А в Сифре сказано: “...Отсечен будет тот человек...” – наказание нам сообщено; но где же сам запрет? Тора говорит: “Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...”. И в трактате Зевахим (106а) написано: “В Торе содержится запрет приносить жертвы вне Мишкана, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание: “Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу соборного шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, то отсечен будет тот человек от своего народа”. Запрет: “Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

 

 

Девяностая заповедь – запрещение резать жертвенное животное вне двора Святилища. Перечисляя в начале трактата Критот (1-я мишна) все виды нарушений, караемые каретом, мудрецы указали зарезание жертвенных животных вне Храма и жертвоприношение вне Храма в качестве двух самостоятельных прегрешений. Из слов самой Торы следует, что тот, кто зарезал жертвенное животное вне Святилища, карается “отсечением души”, даже если он не принес его в жертву – только за саму шхиту. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Каждый из дома Израиля, кто зарежет быка или овцу, или козу в стане, или кто зарежет вне стана, – и ко входу Соборного Шатра не приведет его для принесения в жертву Ашему... отсечется тот человек от своего народа” (Ваикра 17:3:4).

Однако сам запрет резать жертвенное животное вне Мишкана не выражен в Торе прямо, но выводится, согласно принципу: “Тора сообщает о наказании, только если действие запрещено самой Торой”, с помощью особых методов толкования, как мы указывали в предисловии к данному сочинению.

В трактате Зевахим (106а) написано: “Тот, кто зарезал и принес жертву вне Храма, карается за зарезание и карается за жертвоприношение. Почему он карается за принесение в жертву – понятно, ведь в Торе указано наказание и содержится сам запрет. Наказание – “каждый... кто вознесет... (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет... отсечен будет тот человек от своего народа” (Ваикра 17:8-9). Запрет, согласно мнению рава Авина, содержится в стихе: “Остерегайся, чтобы не приносить твоих всесожжений на всяком месте...” (Дварим 12:13), ведь сказал рав Авин от имени рава Элая: “Везде, где сказано “Остерегайся, чтобы не...” – это заповедь “Не делай”. Однако относительно зарезания вне Храма Тора сообщает только о наказании: “Каждый... кто зарежет быка... в стане или... вне стана... отсечется тот человек от своего народа”. А где же сам запрет?”. И в результате обширного обсуждения мудрецы приходят к выводу (107а): “Сказано: “...там возноси свои всесожжения...” и сказано: “...там совершай всё...”. Тора сопоставляет принесение жертв всесожжения с совершением других действий, которые заповедано делать в Храме: как запрещено приносить жертвы всесожжения вне Храма и за нарушение запрета следует наказание, так запрещено совершать вне Храма и другие действия, которые предписано совершать в Храме, и за нарушение запрета следует наказание”.

К этим выводам мудрецы пришли, анализируя стих “А только на месте, которое изберет Ашем... там возноси свои всесожжения и там совершай всё, что я заповедаю тебе” (Дварим 12:14). Слова “...там возноси свои всесожжения” – это приказ приносить в Святилище жертвы, сжигая их на жертвеннике”; а слова “...и там совершай всё, что я заповедаю тебе” – это приказ, включающий и другие жертвоприношения, и зарезание жертвенного животного, поскольку Ашем также заповедал совершать шхиту во дворе Святилища, перед жертвенником.

И знай, что неумышленно зарезавший жертвенное животное вне Храма, приносит установленную грехоочистительную жертву.

И ты также обязан помнить, что тот, кто в наше время приносит жертву вне территории, занимаемой прежде двором Храма, карается “отсечением души”, ведь ясно сказано (Зевахим 107б): “Тот, кто в наше время (т.е. после разрушения Храма) приносит жертву вне территории, прежде занимаемой Храмом, карается, по мнению раби Йоханана, бичеванием”, и в соответствии с этим мнением установлен закон – ведь возможно приносить жертвы на месте Храма, несмотря на то, что Храм разрушен и еще не возведен вновь, поскольку, согласно принципу, провозглашенному в мишне, “жертвы могут быть принесены и когда Храма нет” (Эдуйот 8:6).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего