Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Храм, Рамбам, Тума, Служба в Храме, Храмовая гора
76-я заповедь – запрещение коэну нести храмовую службу в день, когда он очистился в микве от ритуальной нечистоты, до тех пор, пока не зайдет солнце. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное о коэнах: “...И да не оскверняют Имени своего Б-га” (там же 21:6).
Преступивший этот запрет – т.е. коэн, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты, – подлежит смерти “от руки Небес”. В Торе нет стиха, прямо говорящего об этом, но мы знаем об этом из устной традиции. В 9-ой главе трактата Санхедрин (83б) объяснено, что Его речение “...И да не оскверняют Имени своего Б-га” относится именно к коэну, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты. И там же разъясняется, что этот запрет входит в число тех, за нарушение которых следует смерть “от руки Небес”.
77-я заповедь – запрещение заходить в Мишкан (Скинию) в состоянии ритуальной нечистоты, а в последующих поколениях – заходить в состоянии ритуальной нечистоты в Храм, на всю его территорию, начиная от ворот Никанора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Пусть не оскверняют они своих станов, среди которых Я обитаю” (Бемидбар 5:3), – т.е. пусть не оскверняют “стана Шехины”.
В трактате Макот (14б) сказано: “В Торе содержится запрет ритуально нечистому человеку заходить в Храм, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание – “...Мишкан Ашема оскверняет он, и отсечена будет эта душа от народа Израиля” (Бемидбар 19:13); запрет – “...Пусть не оскверняют они своих станов...”.
И еще в Мехильте написано: “Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого” (там же 5:2) – это заповедь “Делай”. А в каком речении выражена заповедь “Не делай”? Ашем сказал: “...Пусть не оскверняют они своих станов...”.
Этот запрет повторен в Торе и в иных выражениях. Вот Его речение о женщине, родившей мальчика: “...Тридцать три дня... не должна она прикасаться ни к чему священному и входить в Святилище...” (Ваикра 12:4).
В Сифре разъясняется: “Из того, что сказано: “Ограждайте же сынов Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли в своей нечистоте, оскверняя Мой Мишкан, который находится среди них” (там же 15:31), – можно было бы заключить, что речь идет об осквернении не только изнутри, но и снаружи”, – т.е. можно было бы подумать, что “отсечением души” карается также тот, кто в состоянии ритуальной нечистоты прикоснулся к Святилищу только с внешней стороны – “поэтому-то Тора и уточняет в отношении роженицы: “...в Святилище не входить” (т.е. внутрь Святилища)”. И там же разъяснено, что в этом отношении закон обо всех прочих видах ритуальной нечистоты аналогичен закону о роженице.
И еще в Сифре (Ахарей) разъяснено Его речение “Если же не вымоет одежд и тела своего не омоет, то понесет свой грех” (Ваикра 17:16): “Что значит “понесет свой грех”? Если он войдет в Храм, не омыв свое тело от ритуальной нечистоты, то карается каретом (отсечением души), а если он не омоет свои одежды, то карается бичеванием. А откуда мы знаем, что речь идет именно об осквернении Святилища? Потому что в Торе содержится запрет и сообщено наказание за его нарушение...и т.д.”
Итак, ясно, что умышленно нарушивший этот запрет карается “отсечением души”. А неумышленно нарушивший запрет приносит жертву, зависящую от материального достатка жертвователя, как мы уже разъяснили в комментарии к 72-ой заповеди “Делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Швуот, а также в трактатах Орайот (9а), Критот (2а) и в нескольких местах трактата Зевахим.
78-я заповедь – запрещение заходить в состоянии ритуальной нечистоты в лагерь левитов, которому в последующих поколениях соответствует территория Храмовой горы, как разъяснено в начале трактата Келим (1:8). И там поясняется, что запрет подниматься на Храмовую гору в состоянии ритуальной нечистоты содержится в Его речении о человеке, ставшем ритуально нечистым в результате ночного семяизвержения: “Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан и не входит в стан” (Дварим 23:11).
В трактате Песахим (68а) сказано: “Пусть он выйдет за стан...” – это стан Шехины (как мы разъясняли в комментарии на 31-ю предписывающую заповедь), а “...и не входит в стан” – это стан левитов. Спрашивает Равина: “Может быть, и в том и в другом случае речь идет о стане Шехины, просто первое выражение – заповедь “Делай”, а второе – “Не делай”?”. И возражают ему: “Если так, то Тора бы сказала: “Пусть он выйдет за стан и не входит в него”. Зачем же еще раз приведено слово “стан”? Чтобы сказать, что в запрете речь идет о другом стане – стане левитов”, т.е. и в этот стан запрещено входить в состоянии ритуальной нечистоты.
А в Сифри сказано: “...И не входит в стан” – это заповедь “Не делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Келим (1:8) и в нашем комментарии на этот трактат.
79-я заповедь – запрещение возводить жертвенник из камней, обработанных металлическими инструментами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если же жертвенник из камней будешь делать Мне, то не возводи его из тесанных камней, ибо поднимая на них свой резец, ты их оскверняешь” (Шмот 20:22). И если жертвенник возведен из обтесанных с помощью металлического резца камней, он непригоден для служения и на нем нельзя приносить жертвы.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Мидот (в 4-ой мишне).
Восьмидесятая заповедь – запрещение подниматься на жертвенник по ступеням, т.е. большими шагами, размашисто поднимая одну ногу выше другой. Но следует подниматься на жертвенник медленными, маленькими шажками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не всходи по ступеням на Мой жертвенник, дабы не открылась твоя нагота на нем” (Шмот 20:23).
И сказано в Мехильте (Итро): “Что имеет в виду Тора, говоря: “...дабы не открылась твоя нагота на нем” (ведь, в буквальном смысле, нагота не открывается, поскольку написано: “И сделай им льняные штаны, чтобы покрывать наготу тела”)? Поднимаясь на жертвенник, не делай размашистых больших шагов, но ступай медленно”. И в 3-ей главе трактата Мидот (1-я мишна) разъясняется, каким должен быть пандус для подъема на жертвенник и как он возводится.
Коэн, поднимающийся на жертвенник размашистыми большими шагами, карается бичеванием.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.