Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Заработок, Мудрецы Мишны, Александр Кац, Сифра
Раби Йеуда бен Илай (в Мишне назван просто «раби Йеуда») — один из ближайших учеников р. Акивы.
Родился в городе Уше, в Нижней Галилее. Его первым наставником был отец, раби Илай, выдающийся знаток Торы, ученик р. Элиэзера бен Орканоса (см.).
Р. Йеуда продолжил образование в Лоде у р. Тарфона (см.), которому он прислуживал; р. Тарфон очень привязался к нему и называл его «сыном». Среди его учителей были также р. Элазар бен Азария (см.) и р. Ишмаэль бен Элиша (см.).
Но главным его наставником стал р. Акива, который обучал его путям толкования Торы. Подход р. Акивы отражен в алахическом мидраше Сифра (на книгу Ваикра), записанном со слов р. Йеуды. В Талмуде указывается, что в этом мидраше р. Йеуда «запечатлел то, что перенял от р. Акивы» (Раши на Санхедрин 86а).
Р. Йеуда был одним из пяти учеников р. Акивы, которые после гибели учителя получили смиху и звание «раби» от р. Йеуды бен Бавы (см.). Вместе с другими учениками р. Акивы он сыграл решающую роль в возрождении мира Торы после гонений императора Адриана — Талмуд говорит, что «они восстановили власть Торы» (Йевамот 62б). По инициативе р. Йеуды вновь воссозданный Санхедрин разместился в его родном городе Уше, ставшем центром изучения Торы.
Имя р. Йеуды упоминается в Мишне более 600 раз; его мнение приводится во всех, за исключением одного (Киним), трактатах Талмуда. И в тех случаях, когда его точка зрения не совпадает с мнениями его оппонентов, р. Меира (см.) или р. Шимона бар Йохая (см.), закон, как правило, устанавливался в соответствии с его точкой зрения (Эрувин 46б, Бейца 27а).
В Тосафот (см. Гитин 67а) объясняется, что, хотя «р. Меир, обладая более острым умом, немедленно подмечал все противоречия в позиции оппонента, р. Йеуда был более уравновешен и последнее слово оставалось за ним».
Талмуд называет р. Йеуду «благочестивым» (Бава кама 103б). Он был очень беден, но отказывался принимать пожертвования и не гнушался тяжелым трудом, чтобы заработать на пропитание. Вместе с тем, он полагал, что «основа жизни — изучение Торы, а ремесло — лишь средство для этого», и если «ремесло становится главным делом жизни, а изучение Торы — второстепенным, то ни Тора, ни ремесло не дадут благих результатов» (Брахот 35б).
В Талмуде рассказывается, что лицо р. Йеуды всегда светилось. Но особенно он преображался при приближении Субботы: «омывшись горячей водой, он облачался в белые покрывала, и восседал, подобный ангелу Б-га Воинств» (Шабат 25б).
Из всех своих соратников р. Йеуда был особенно близок с р. Шимоном бар Йохаем — они вместе изучали сокровенные разделы Торы.
Ближайшим учеником р. Йеуды был р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны.
Р. Йеуда похоронен у дороги к северу от деревни Эйн Зейтим в Верхней Галилее, поблизости от пещеры, в которой погребен его отец, р. Илай.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?