Из цикла «Словами скрытые миры», темы: Пиркей Авот, Изучение Торы, Моше Айзенман
Мы проделали неблизкий путь в поисках настоящего учителя. Мы задумались над тем, что могло бы случиться с Абайе и Равой, если бы их учитель был менее чуток и попытался навязать Абайе усидчивость Равы или призвал Раву поучиться энергичности у Абайе. Мы доказали, что рабан Йоханан бен Закай являлся образцом учителя, он позволил каждому из своих учеников отточить и реализовать то уникальное качество, которым каждый из них был одарен или, по крайней мере, стремился воспитать в себе.
Кто может понять всю глубину утраты, если бы любой из этих пяти миров, которые представляли собой пятеро учеников раби Йоханана бен Закая, был утерян из-за чрезмерной строгости в попытке превратить их в безликую массу? Не следует удивляться, что трактат Авот уделяет столько внимания этому конкретному разделу.
В идеале весь процесс учебы должен быть реминисценцией Синайского Откровения (см. Брахот 22а), когда была учтена индивидуальность каждой отдельной личности из нескольких миллионов, присутствующих при этом событии.
בוא וראה היאך הקול יוצא, אצל כל ישראל כל אחד ואחד לפי כחו, הזקנים לפי כחן, הבחורים לפי כחן, והקטנים לפי כחן, והיונקים לפי כחן, והנשים לפי כחן, ואף משה לפי כחו, שנאמר (שמות יט) משה ידבר והאלהים יעננו בקול, בקול שהיה יכול לסובלו, וכה»א (תהלים כט) קול ה» בכח, בכחו לא נאמר אלא בכח, בכחו של כל אחד ואחד.
Давайте посмотрим, как раздавался Голос [с горы Синай]. Каждый еврей слышал его точно в той мере, которая подходила его личности. Старики, молодые люди, дети и даже грудные младенцы слышали Голос в соответствии с возможностями своего восприятия… Это то, что имеется в виду в Теилим 29: קול ה» בכח — «Голос Всевышнего слышался с силой». Не сказано «с Его силой» (чего следовало бы ожидать от описания Б-жественной речи), но просто «с силой». Степень силы соответствовала личности каждого отдельного еврея (Шмот раба 5:9).
Лучшим педагогом недавнего прошлого считается Алтер из Слободки. Среди духовных лидеров еврейского народа больше всего его учеников. Американское еврейство было свидетелем деятельности таких выдающихся личностей, как рав Аарон Котлер זצ"ל, рав Яаков Ицхак Рудерман זצ"ל, рав Ицхак Гутнер זצ"לи др. Каждый из них был типичным учеником, но все они значительно отличались друг от друга.
Проанализированный нами раздел трактата Авот следует принять к сведению каждому из нас, особенно родителям и педагогам. Ни в коем случае нельзя упускать из виду важность того, что наш קול должен звучать כפי כחו של כל אחד ואחד.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.