Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Исполнение заповеди отсрочено

Царствование Иеуды, сына праотца Яакова

Йеуда — «лишний» сын Леи, которая «получила» больше обещанного

Власть царя у евреев — это не просто одна из форм политической власти. Если царь поступает в согласии с Б-жественной волей, власть его приобретает особое значение. Особенно явно это проявилось во время царствования Иеуды. Из десяти проявлений Б-жественной воли последнее — это Малхут (царствование). Малхут — окончательное проявление и исполнение Его воли. Чем громче звучат самоуверенные слова человека: «Моя сила и труд моих рук создали все, что я имею», тем в большей степени Его воля скрыта от нас и тем слабее проявление Его власти в нашей жизни.

Когда у Леи родился четвертый сын, она назвала его Иеуда, сказав: «Теперь восхвалю я Г-спода». Раши объясняет, что тогда она благодарила Г-спода более, чем при рождении первых трех сыновей: «ибо я получила более, чем было предназначено мне». Жены Яакова знали о двенадцати сыновьях, которые у него родятся. Они толковали это пророчество так, что каждая из четырех жен будет иметь по три сына. Когда Лея родила четвертого сына, она благодарила Г-спода за то, что получила от него больше обещанного. Вот почему евреи называют себя Иеудим (т.е. происшедшие от Иеуды), независимо от того, к какому колену они принадлежат. Даже Мордехай, принадлежащий к колену Биньямина, назван в книге Эстер — Мордехай иеуди. Мы называем себя Иеудим, потому.что всегда благодарны Г-споду за Его милосердие к нам, ибо всегда получаем от Него больше, чем заслуживаем.

Евреи помнят о щедрости и милосердии Б-га. Они не принимают жизненные блага, саму жизнь, как нечто естественное, по праву им принадлежащее. За все, что они имеют, они благодарят Б-га, ибо для них это незаслуженный дар.

Сила Иеуды была в его готовности считать свой талант и возложенную на него ответственность даром Г-спода, а не своей заслугой. Само его ИМЯ указывает на это качество. Написанное на иврите имя «Иеуда» состоит из четырехбуквенного Имени Б-га и буквы «далет». Слово «дал» на иврите означает «нищий». Иеуда воплощал в себе величие своего Создателя, его власть была земным обличием власти Самого Г-спода. Однако, для самого себя Иеуда оставался нищим. Какое бы высокое положение он ни занимал, все, что он имел, было для него незаслуженным даром Б-га.

Имя Давида, первого царя из колена Иеуды, несет то же значение. Оно начинается с буквы «далет» и кончается ею. Несмотря на достоинства и величие дел, несмотря на любовь к нему Создателя, несмотря на всю свою святость, Давид всегда считал себя нищим, т.е. простым смертным, все богатства которого — дары Б-га. Захария говорил, что царь Машиах явится нам в виде бедняка, едущего верхом на осле. Он установит царство Г-спода на земле, сделает Его Царем всех людей, он откроет нам конечную цель творения — но он предстанет перед нами всего лишь нищим, который едет на жалком осле. Лишь таким образом понятая власть царя может открыть нам сущность власти Б-га. Царь — всего лишь земное воплощение Его бесконечной власти над нами.

Недостойное происхождение

История рода Давида, который был потомком не только Йеуды, сына Яакова, но и Лота, племянника Авраама

Может показаться странным, что история рода Давида изобилует примерами недостойного поведения. Эта история начинается с Лота, когда он и его дочери чудесным образом избежали гибели в Содоме. Дочери Лота, думая, что они единственные оставшиеся в живых люди, напоили отца вином и вступили с ним в связь, что привело к рождению Моава и Аммона. Через несколько столетий Рут, моавитянка, стала основательницей рода Давида. Еще через несколько столетий Наама, аммонитянка, стала женой царя Шломо и матерью его наследника Ровоама. Рут и Наама были так праведны, что Г-сподь пощадил ради них моавитян и аммонитян, несмотря на склонность этих народов к жестокости и насилию.

Но почему Б-гу было угодно осквернить имя слуги своего, Давида, сделав его рождение результатом кровосмешения? Разве столь недостойное происхождение еврейского царя не оскверняет имя Всевышнего? После того, как Иосеф был продан в рабство, Иеуда будучи вдовцом, оставил своих братьев, чтобы найти себе жену. В это время его старший сын взял себе в супруги Тамар. Затем она стала женой его второго сына. Оба они умерли, наказанные каждый за свой грех. Иеуда, боясь, что Тамар повинна в столь быстрой смерти обоих его сыновей, медлил с тем, чтобы и младший его сын, взял ее себе в жены. Тамар поняла, что Иеуда не хочет, чтобы она стала женой Шелы, и потому, приняв вид блудницы, обратилась к тестю с предложением провести ночь с ней. Ей хотелось, чтобы в создании царства Г-спода на земле была и ее часть. В результате она зачала и родила близнецов, дав им имена Перец и Зерах. Тем самым желание было удовлетворено. Перец стал прародителем Давида. Рабби Иоханан сказал: Иеуда хотел пройти мимо Тамар, но Г-сподь, да будет благословенно Его Имя, послал навстречу ему ангела вожделения. Ангел сказал Иеуде: «Куда ты идешь? Откуда придут цари, откуда придут великие люди?» И тогда Иеуда направился к ней. И сделал он это не по своей воле, а вопреки своему желанию. Иеуда, сойдя к блуднице, совершил недостойный поступок, однако он сознался перед людьми в своем позоре: пример честного поведения в самых затруднительных обстоятельствах. И после встречи с Тамар Иеуда остался таким же праведным, что и раньше. Его поступок не был просто внушен ему свыше, Г-сподь фактически заставил его совершить его, принудил. Но для чего? Почему для достижения Б-жественной цели нужно было идти таким недостойным путем? Вопросы на этом не кончаются. Следующим шагом к достижению Б-жественной цели был союз Рут и Боаза. Почему женой Боаза должна была стать моавитянка? Моавитянин не может войти в общество Г-сподне , — тогда для чего бесчестье, след которого удалось стереть лишь через много лет? Почему моавитянка должна была ночью прийти к праведному судье, который спал в поле, оберегая свой урожай? Почему столь священная цель должна была быть достигнута столь непростым, кружным путем?

Уступка Сатане

В мире, окружающем человека, извечно идет борьба не Б-г борется между добром и злом. Не Б-г борется со злом, а человек. Сатана существует лишь до тех пор, пока это будет угодно Б-гу. Зло существует и иногда овладевает умами даже самых мудрых из людей. Но все это только для того, чтобы за человеком оставалось право выбора, чтобы он сам мог выбрать добро. Б-г вознаграждает нас лишь за то, что, победив зло в себе, мы добровольно выбираем добро. Если бы зла не существовало, или, говоря по другому, преимущества добрых поступков были бы очевидны, человеку оставалось бы лишь автоматически выбирать добро. Но за что же тогда Г-сподь стал вознаграждать праведных? Никто не станет хвалить ребенка за то, что он не пытается коснуться рукой огня. Последствия такого поступка настолько очевидны, что ни один нормальный человек не станет пытаться сделать это. С другой стороны, ребенок, сдерживающий в себе желание попробовать соблазнительное, но запрещенное лакомство, когда его никто не видит, заслуживает одобрения. Если бы не было пророков, поклонявшихся Баалу, если бы творимые Баалом «чудеса» и слова его пророков не казались столь убедительными, то не было бы и тех, кто отвернулся от Элияу. Зло должно обладать способностью убеждать, вызывать смятение, ставить в тупик, иначе единственной задачей человека останется бездумное следование по заранее известному пути. Открытое сражение со злом чаще всего обречено на поражение. Смертному человеку часто не удается справиться с силами Сатаны. Нередко лишь после долгой и сложной борьбы он подавляет и покоряет своей воле желания собственной плоти, ибо они сильны в нем.

Но выход существует. Зло отнюдь не непобедимо, его сила обманчива. У мудрецов существует интересное выражение: «взятка Сатане». Всем нам известны способы сдерживать свои желания: «Я не дотронусь до пирожного, пока не пройдут положенные 45 минут занятий». «Я позволю себе отдохнуть лишь тогда, когда добьюсь успеха». Серьезному человеку эти уловки могут показаться смешными, но они помогают добиться результата. Человек обладает необычайной способностью к самообману. Разумный, искренне стремящийся к добру человек, использует эту способность на благо себе. Человек распущенный и поверхностный использует ее себе во вред. Основная тактика в борьбе со злом — два шага вперед, один назад. Только таким образом человек может использовать свои слабости в борьбе с вечно существующим в себе злым началом, для того чтобы ослабить и в конечном итоге победить его.

Человек всегда способен, познав в себе свои желания, подчинить их себе и не стать их жертвой. Более того, он способен использовать их себе на благо. Даже низменные желания, такие, например, как тщеславие, можно подавить в себе, используя деньги для благотворительных дел и принимая лишь полагающиеся по заслугам почести.

Но в нашем мире всегда будет идти борьба добра со злом и всегда человек будет стоять перед выбором между ними. Редко когда нам удается победить в открытом сражении со злом, ибо Всевышний для того, чтобы между добром и злом соблюдалось равновесие, и тому и другому придал огромную силу. Тот, кто вступает в единоборство с силами зла и кто заранее уверен в легкой победе, — тому силы зла наносят страшный сокрушительный удар.

Нет большего блага в мире, чем царство Б-га на земле, и ничто не сравнится с делами тех, кто помогает его приближению, например, делами Иеуды и самого достойного из его потомков — Давида. История рода Давида началась с того момента, когда Иеуда увидел Тамар, принявшую вид блудницы, и, поддавшись необъяснимой слабости, сошел с пути своего (в буквальном и переносном смысле слова). Эта история учит нас тому, что невозможно достичь духовных вершин без мучительной борьбы: Сатана никогда этого не допустит. Однако заранее избрав прямой, несгибаемый путь, мы обрекаем себя на поражение, поскольку забываем о том, что между нами и добром всегда стоит Сатана. Сатану нужно задобрить. Для всех поступок Иеуды был его падением: величайший из сынов Яакова не совладал с вожделением. Его преследовали хохот Сатаны и смешки хананеян, он был опозорен. Но Б-г не оставил его. Он дал ему сына — маленькую искру, из которой возникнет ослепительный свет — Машиах.

Извлечь частицу добра

«Может ли чистое родиться от нечистого?» (Иов). «От Тераха произошел Авраам, от Ахаза — Хизкия, от Омона — Ошия, от Шими — Мордехай, из отдельных людей — народ Израиля, из мира сегодняшнего родится будущий мир. Кому под силу было совершить это? Кто мог повелеть, чтобы это свершилось? Один лишь Он во всей вселенной».

В печальных историях Лота, Иеуды и Рут есть еще один глубокий смысл. Вина этих людей — не только в уступках Сатане. Еврейская религиозная литература и особенно книги каббалистов часто говорят о том, что Зло необходимо: наш мир есть смешение Добра и Зла. В зле всегда присутствует добро, иначе зло не могло бы существовать. Высшая цель человека — извлечь из зла крупицы добра. Безусловно, это нелегкая задача. Тот, кто хочет приступить к ней, должен пройти долгий путь самоусовершенствования. Но в том и состоит предназначение человека, чтобы высвободить добро в своей душе из оков зла.

В ту пору каждому было известно, что народ моавитян являлся оболочкой, внутри которого скрывалось добро. Это добро должен был принести в мир род Давида. И вот Рут высвободила это добро. По этому поводу в Писании говорится: «Кто может отделить чистое от нечистого?»

Такова цель Создателя, управляющего миром — для каждого деяния найти правильный путь. Пути Г-спода, которыми идут люди, всегда сложны и извилисты. Но, видимо, таков извечный удел всех достойных личностей, всех тех, кто прокладывает путь среди зла с тем, чтобы найти и высвободить из-под его оболочки добро.

Искры добра разбросаны по всей вселенной. Одна из них была заключена в Лоте, и эта искра не исчезла в мерзости Содома. Чтобы сохранить ее, Г-сподь послал ангела Рафаэла: исцелив Авраама, Рафаэл направился в Сдом, чтобы спасти Лота, от которого должен был произойти Давид. Из поколения в поколение передавалась эта спасенная частица добра. Так она и таилась в нечистоте, пока Рут не передала ее еврейскому народу. Такая же искра добра была скрыта в Тамар. Иеуде было суждено соединиться с ней, но по своей воле он никогда бы этого не сделал. Когда пришло время создавать род Давида, Г-сподь послал ангела, и, подчинившись ему, Иеуда свернул к тому месту у дороги, где сидела блудница. Семь поколений моавитян сменилось прежде чем наконец высвободилась та крупица добра, которую нес в себе Лот. В должное время Рут, моавитянка, пришла на поле Боаза. И несмотря на то, что с давних времен евреи считали, что моавитянка не может жить среди народа, избранного Б-гом, все же Боаз, потомок Иеуды, судья, избранный своим народом, нашел давно забытый закон, согласно которому моавитянке не запрещалось стать женой еврея. И вот в тот день, когда Боаз и Рут заключили союз, последний день жизни Боаза, искры добра, сохраняемые Г-сподом с того времени, когда Он даровал жизнь Лоту и когда Он даровал потомство Иеуде, — эти искры соединились. От того союза родился Овед — дед Давида.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»