Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их

Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет благословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их.

 

Было две женщины: Тамар и Рут. Первая дала жизнь потомкам Иеуды, от второй произошли царь Давид, царь Шломо и царь Машиах. Обе они поступили праведно, выполняя свой долг перед умершими.

(Зоар)

Пока сыновья Израиля продавали Иосефа мидианитя-нам, а Иосеф, Реувен и Яаков постились, облачившись во вретище, пока Иеуда выбирал себе жену, в это время Г-сподь, да будет благословенно Имя Его, создавал род Машиаха, который должен принести нам свет.

(Мидраш)

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ РАМКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

Книга Рут начинается с фразы, которая, на первый взгляд, определяет исторические рамки повествования: «И было это в то время, когда Судьи вершили суд». Прочитав эту строчку внимательнее, мы видим, что Шмуэль, автор книги Рут, практически ничего не сказал об исторической эпохе. Ведь эпоха Судей началась после смерти Иеошуа и продолжалась вплоть до того времени, когда царь Шауль установил единовластие в земле Израиля. Период этот длился ни много ни мало 350 лет. Но слова пророка о том, что все происшедшее с Рут свершилось в эпоху Судей, вряд ли дают нам представление о том, когда именно происходили эти события. Правда, Талмуд говорит, что Боаз — это судья Ивцан. В этом случае Рут могла стать его женой в 2792 г. (968 г. до н.э.), т.е. 304 года после того как Иеошуа привел сыновей Израиля в Землю Обетованную, или 259 лет после начала эпохи Судей. Однако в том-то и дело, что в Танахе не сказано явно, будто Боаз и Ивцан — одно и то же лицо, поэтому, согласно нашим мудрецам, фраза «когда Судьи творили суд», определяет не исторические рамки, а скорее является характеристикой морали того периода. Рут появилась в период хаоса в еврейской истории. Это было время, когда народ не прислушивался к своим правителям, а правители не всегда заслуживали преданности своего народа. Голод поразил страну в те годы; голод не только физический, но и духовный. Когда иудаизм лишается своих вождей и последователей, душа народа страдает не менее, чем истощенное голодом тело человека.

Когда не было царя

Хотя книга Рут, одна из двадцати четырех книг, составляющих Танах, — вполне самостоятельное повествование, все же она во многих отношениях удивительно схожа с двумя наиболее трагическими сказаниями Тана-ха, завершающими книгу Судей. Это, во-первых, сказание о наложнице в Гиве: рассказ о чудовищной жестокости, приведшей к войне, в которой более 80 тысяч человек было убито, а колено Биньямина почти полностью истреблено. И вторая история — об идоле Михи, в которой говорится, как некоторые из сынов колена Да-нова отошли от Б-га. Время, когда происходили эти события, также не определено точно, и комментаторы расходятся во мнениях по этому вопросу. Однако характеристика эпохи есть: «В те дни не было царя над Израилем и каждый делал то, что было правильно в глазах его».

Удивительно, не правда ли? Точный год события не указан, да он и не важен. Не имеет значения, какой именно судья правил в то время. Если бы даже были известны эти исторические подробности, они бы не помогли нам лучше понять описываемые события, а следовательно, не дали бы нам никакого дополнительного урока на будущее.

В конечном итоге, Танах — не историческая книга. Повествование о конкретных событиях в нем часто неполно и хронологически не определено. Чудесные и вдохновляющие истории рассказаны лишь в Талмуде и в Мидраше. Почему их нет в Танахе? Их нет потому, что Танах — они там не нужны: Тора — не историческая книга и не летопись событий. Б-г в Своей бесконечной мудрости дал нам Книгу поколении человека и включил в нее только то, что необходимо для нас. Более миллиона пророков было среди евреев до тех пор, пока в период вавилонского изгнания не кончилось их время, но лишь 55 из них упомянуто в 24-х книгах Танаха. Записаны были лишь те пророчества и сказания, которые актуальны для потомков. Да, остальные пророчества также являются проявлением воли и слова Г-спода, но они были нужны лишь в свое время, в тот момент, когда выходили из уст пророков, поэтому они не были навечно запечатлены в Торе.

Не так, однако, произошло с историями о наложнице в Гиве и идоле Михи. Они навечно остались в памяти евреев, ибо были не просто историями. В них показано, что может произойти, когда нет царя у Израиля и каждый человек делает то, «что правильно в глазах его». А потому эти два рассказа обладают вечным смыслом. В каждую эпоху еврей должен знать, какая судьба ожидает его, если он отказывается подчиниться авторитету правителей.

Книга Рут, как и указанные другие истории, говорит о том, чего надо ждать, когда в Израиле нет законной власти. Она начинается с загадочной фразы: «в дни, когда Судьи творили Суд». Пророк несколькими словами определяет характер эпохи. Согласно Талмуду, эти слова означают, что люди судили и критиковали своих судей, насмехались над ними. В таких условиях авторитеты рушатся. И тогда наступает голод — физический и духовный. И даже такой человек как Элимелех, образованный, почитаемый, богатый, может сбросить с себя ответственность перед своим народом и уйти в землю моавитян.

Рут и ее история

В свете всего сказанного история Рут, история происхождения дома Давидова, приобретает новое значение. Рут, дочь царя моавитян, никогда бы не встретила еврея, если бы не грех Элимелеха и всего еврейского народа. Только потому, что в то время не было правителя над народом, семья Элимелеха покинула Бейт Лехем и оказалась в земле моавитян. Таково было первое звено в цепи событий, в результате которых дочь царя моавитян стала основательницей царского рода, Первое звено того рода, который дал еврейскому народу Давида — царя, открывшего людям Славу Г-спода. Этот же род даст нам Машиаха, о котором известно, что он поведет народ Израиля и все человечество к духовному совершенству, предназначенному нам Г-сподом, ибо Он сказал: «Да будет свет!» 64

Во всем видна рука Г-спода — таково одно из основных положений еврейской веры. Какими бы трагическими не были события, в самом их начале уже заложены семена будущего спасения. Иосеф был продан в рабство и его праведный отец двадцать два года оплакивал его, но в это время Б-г сделал милосердного Иосефа приближенным фараона, чтобы в свое время была обеспечена участь еврейского народа, ушедшего в изгнание. Мать положила своего ребенка в корзину и он должен был погибнуть, но дочь фараона спасла его, и он стал преданным Б-гу пастырем своего народа. Он стал Моше.

Элимелех бежал от своей судьбы, и можно представить себе, как опечалены были те немногие из оставшихся в колене Иеуды, когда один из лучших сынов бросил их в момент одного из самых тяжелых испытаний. Но Б-г создавал тогда род Давида, который должен был наконец принести колену Иеуды славу, обещанную ему Яаковом в его последнем благословении.

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»